Телефон агентства Баблоруба REMARKA: 8-800-333-06-80 (бесплатно для РФ) / Заказать поисковое продвижение, настройку контекстной рекламы, SMM

понедельник, 7 июля 2008 г.

Бизнес 2.0 или бизнес, построенный на доверии

За четыре месяца я выручил от продаж Satellite-X порядка 6 тыс.у.е. и создал сообщество с постоянным оборотом средств (продажа сателлитов, шаблонов, контента и побочных продуктов), размер которого не берусь оценить. Как достигнуть таких же результатов?

Для начала вспомним, что такое Веб 2.0. Так принято называть среду, где контент создается участниками процесса. Так почему бы не попробовать сделать то же самое в бизнесе?

Многие найдут тут аналогии с МЛМ. Да, МЛМ использует вовлечение покупателя в процесс продажи. Но все-таки МЛМ исходит из других предпосылок, нежели то, о чем я собираюсь вам рассказать.

Предположим, что у вас есть товар, который вы хотите продавать. Это полезный и нужный товар. Вы уверены в этом. Какие у вас есть варианты развития событий? Первый традиционный: пустить товар по стандартным каналам дистрибуции - выложить на биржу или сдать в магазин. Покупатель придет, посмотрит на полку, прочитает инструкцию и возможно купит.

Как поступит МЛМ-щик? Он найдет двух матерых распространителей, которых убедит в высоком качестве продукта, потом они убедят еще по два-три человека и начнет строиться сеть сбыта, которую называют пирамидой. Каждый член пирамиды получит продукт, кроме того, все кроме нижнего уровня получат бонус за привлечение.

Что сделает адепт Веб 2.0, например, я. Он создаст сообщество потребления. Объединит его общей целью, которая будет иметь к продукту только косвенное отношение. Ну и что особенно важно, он будет растить репутацию, как свою, так и продукта. В МЛМ же продукт передается из рук знакомых - это дает возможность не заботиться о репутации продукта и его создателя. Главное убедить в правильности поступка первых последователей.

В Веб 2.0 в силу стихийности вовлечения в процесс реализации/покупки репутация составляется из множества моментов:
- отзывы первых покупателей, друзей, знакомых,
- отзывчивость самого продавца,
- доступность продавца,
- огромный массив информации о продукте и продавце, созданный не только и не столько продавцом, а теми, кто воспользовался продуктом.

Рассмотрим это на примере.

Скрипт Satellite-X появился примерно 10-15 марта. Точно уже не помню, но можно поднять историю на СЕ. Интерес был проявлен, но незначительный. Большая часть покупок была совершена чисто из интереса.

На этом шаге отсутствовала вся инфраструктура: блог был только открыт, репутация как продавца у меня была нулевой. Из друзей на СЕ, как базовой площадке продаж у меня был один Родионов для наращивания репы (один щелчок на +200). Ну и как тут торговать? Так что пришлось применить принцип продаж номер один: нечем брать, бери ценой. Цена и впрямь была смешной - 10 WMZ. Так что отдавался скрипт практически даром, без учета реальных затрат по времени. Я начал строить систему.

Изначально был применен и принцип продаж номер два: собрался продавать, не отдавай бесплатно. Правда, каюсь, один раз нарушил этот принцип. Отдал скрипт на тест товарищу с высокой репутацией. Но у меня за спиной уже было больше полусотни продаж, и я ставил целью покорить соседний раздел. Впрочем, товарищ, имхо, даже и не открыл ни разу переданный ему архив.

Но для построения настоящей системы продаж этого было мало. Мне хотелось системности и регулярности в продажах. Поэтому я превратил блог в настоящее маленькое СМИ. Сложно говорить, насколько это получилось, но данный блог является довольно посещаемым блогом (150-300 человек в сутки + 150 подписок), хотя пока и не слишком динамично растет по подпискам. Составной частью новостей стали выходы апов скрипта. Поэтому неудивительно, что почти все постоянные читатели данного блога рано или поздно стали приобретателями скрипта. Возможно, для кого-то это выражение благодарности за блог, но следует признать, что многие уже зарабатывают с помощью данной цмски.

Вторым моментом стало мое почти круглосуточное пребывание в аське. 30-40 одновременно пишущих контактов - ныне это уже обыденность. Без сохраненной истории переписки даже понять сейчас не могу, о чем речь в разговоре с конкретным собеседником. Перечитываешь сначала и потом отвечаешь. Зато я всегда рядом, всегда открыт. Сейчас активность немного снизил - навалился оффлайн, но мое отсутствие теперь частично перекрывается магазином, частично форумом. Так что в целом покупатели не страдают. Опять же с каждым днем, с каждым советом со стороны сама система продаж улучшается в плане юзабилити.

Т.е. выносим из всего этого третий принцип: публичность и доступность компании (автора).

На некотором этапе я уловил новую тенденцию - кол-во покупателей стало перерастать в качество. Это было для меня неожиданно и ново. Этому предшествовали мои курсы для нубов. Три недели кошмара. Я старался в течение трех недель не опоздать к 21-00 по Москве, чтобы начать отвечать на вопросы. А поскольку в это же время стучались и клиенты, то аська заполнялась хаосом, голова просто пухла. Но хотя курсы и содержали общий курс, обучение проводилось на базе скрипта, что с одной стороны облегчало работу с новичками - со скриптом трудно начать работать, но когда понимаешь, как он функционирует, то каждый следующий сайт все проще и проще делается, а с другой создавало лояльных с нуля обученных пользователей. Так я получил более тридцати воинствующих адептов, мою "молодую" гвардию (на деле намного меньше, примерно один из трех остался в обойме и продолжил свою деятельность в области манимейкинга), хотя возраст у курсантов был преимущественно за 30.

Вот вам четвертый принцип: неси (делись) знания. Еще можно его обозначить его вариацию: пали темы. Многие считают, что делиться знаниями глупо, ученик обязательно воспользуется ими, чтобы тебя обогнать. На это я всегда говорил: если меня обгонят, я буду гордиться учеником, если не смогут, я останусь при мнении, что я лучший. Я еще не видел никого, кто не был бы благодарен за переданные и разжеванные знания. А благодарность - это мать доверия. Доверие в свою очередь - основная валюта блогосферы. Делайте людям добро и вам все вернется сторицей.

Итак, вернемся к созданию общества сочувствующих. Я стал постоянно общаться с огромной массой незнакомых мне ранее людей. И понял, что я как проводник, слишком ненадежен - меня может иногда и не быть на месте и единственная ниточка порвется. В этот момент и появился Клуб Баблорубов. Клуб стал тем местом, где баблорубы стали собираться и обсуждать темы, доверить которые не могли более широкому или более публичному обществу. Или не хотели.

Какие выводы можно сделать из этого? Дай возможность людям объединиться вокруг идеи. Всем известны примеры популярных сообществ. Даже внутри местечковых форумов рано или поздно образуются субсообщества, сидящие исключительно в одном из разделов со слабым перетеканием в соседние. Если же изолировать сообщество от посторонних, дать возможность говорить открыто, не боясь непонимающих взглядов, то сообщество становится сильнее и стабильнее. Вспомним хотя бы хрестоматийное общество свободных каменщиков или для тех, кто с историей не знаком - лепру.

Итак, принцип номер пять: создай для сообщества площадку.

Еще одним интересным применением создания собственной среды явилось создание дилерской сети. Я применил, надо признаться довольно нестандартный ход - обратную скидку. Покупка у дилера обходится покупателю дешевле чем у изначального продавца. Я нередко использую эту схему в оффлайн-бизнесе, когда продаю чуточку дешевле, чем у поставщика. Еще и сверху прибавляю свои услуги.

В данном же случае я пошел на сознательные потери как продавец, прекрасно осознавая, что если я не замотивирую других пользователей на продажи, то просто не смогу увеличить продажи. Потери, к слову немалые. Разница в покупке напрямую и через дилера для меня 25%, т.е. четверть я просто теряю. Кроме того, условия дилерской программы составлены так, что я могу терять до 50%. Но это потери с умом: они расширяют сеть продаж. Я продаю не эксклюзив, а товар широкого потребления. Поэтому вынужден применять маркетинговые методики, там где продавец эксклюзива может обойтись простой рекламой и вежливым обхождением.

Так что принцип номер шесть: не пренебрегайте методиками продаж, как общепризнанными, так и оригинальными. Вообще, меня сильно удивило отсутствие в социалках маркетинга. Не рекламы - ее хватает, а маркетинговых схем, к которым уже успел попривыкнуть в силу специфики оффлайновой работы. Перечитайте умные книжки, не одними спаленными темами тысячников жив Интернет. Надо сказать, что описание действительно грамотных маркетинговых схем я встречал в социалках только на master-x.com - форуме адалт-мастеров. Для всех остальных работа с пользователями (по превращению их в покупателей) словно не существует.

Дальнейшие свои планы я раскрывать не буду. Следите за ситуацией - она меняется каждый день. Вместо этого проанализируем сделанное и подведем итоги.

Принципы построения системы продаж с помощью Веб 2.0:
1) нечем брать, бери ценой;
2) собрался продавать, не отдавай бесплатно;
3) публичность компании (автора), и как следствие возрастающая авторитетность;
4) щедро делись знаниями;
5) создай для сообщества площадку;
6) не пренебрегайте методиками продаж.

Начинать с демпинга? Фи, скажут многие, но опыт продемонстрировал, что низкая цена в нашем случае - не демпинг, а справедливая цена, если оценивать риски. К примеру, сайт за который я в оффлайне беру не менее 2 тыс.у.е., в онлайне редко стоит больше 1 тыс. Но в оффлайне это договор, личное общение и мн.др. В онлайне надо иметь немалый авторитет, чтобы настаивать на такой же цене. Так что низкая цена - это самокредитование на будущее. Выстраивать же политику роста на низкой цене - вот это действительно фи. Маркетинговые войны низкими ценами не выигрывают. Мало денег, это мало боеприпасов, более дешевые солдаты. А те, кто играют в СтарКрафт, прекрасно знают, как быстро вылетают зерги, если их мало.

Пункт второй - это следствие первого. Нельзя построить бизнес на работе за отзыв. Не сдаваться на уговоры и не раздавать свой труд даром. Можно устраивать распродажи. Но даром - увольте.

Пункты 3 и 4 нужны для роста авторитетности в обществе. Так или иначе Веб 2.0 - это совокупность форумов, блогов и непосредственного общения в аське или скайпе. Можно общаться и давать ценные советы, но не иметь никакого веса на тематических форумах. Или иметь стотысячную репу на СЕ, но быть полным уродом в прямом общении. Комбинация всех этих позиций обозначит поле общения, где и находятся ваши потенциальные покупатели. Чем шире ваш охват, тем шире круг, обращающихся к вам. А самое главное, в какой-то момент срабатывает положительный эффект среды общения и круги начинают расходиться не только от вас, но и от ваших покупателей. Последний пример, блог Родионова. Не успел он открыть блог и написать три поста за первую неделю, а Темма Майнас уже причислил его к лику святых всея Интернета. С чего вдруг? Те самые круги. Партизанская деятельность Антона в социалках, легкий пиар на форумах и пара постов у меня - и надо же, уже звезда блогосферы.

Пятый пункт о необходимости объединения сообщества. Когда люди знают друг друга, они начинают взаимодействовать: что-то покупают друг у друга, дают советы, просто общаются и т.д. Этим нарабатывается мощный положительный заряд для того, чтобы однажды направить его в нужное русло. Например, в голосование у Спомони или поддержку поста на Ньюс2. Или банальный ап топика на СЕ. Не секрет, что у баблорубов при прочих равных покупают продукты быстрее. Во-первых, покупают сами баблорубы. Во-вторых, баблорубы всегда помогают товарищу лишний раз апнуть топик, поднять репу и т.д. А итог: слухи о сообществе растут и все больше желающих в него влиться. А вход логичный, но платный.

Шестой и последний пункт должен замотивировать вас на поиск иных источников ценного траффика, кроме общепринятого. Цифры на счетчике или место в ТОП-10 еще не покупатели. Научитесь превращать в покупателя каждого кто попадет в ваши лапы и тогда вы осознаете, что постигли тайну создания Бизнеса 2.0, как его понимаю я.

Данный пост вышел самым долгопишущимся за всю историю блога - он простоял в черновиках пополняясь поабзацно пять дней. Спасибо блогспоту за автосохранение, без него мне было бы не осилить данный труд. Я буду благодарен, если вы сочтете данный труд достойным для пиара в своем блоге. Новичкам не советую принимать данные советы всерьез и бросаться строить свою софтверную империю - это все-таки описание для тех, кто уже набил несколько шишек и ищет, где ошибся.


8 коммент.:

И действительно не напрасно писался пять дней. Есть что почитать и о чем подумать. Интересно, каково твое будущее? По-моему, тебе стоит перебираться на совсем другие уровни - этап сетевого распространения скрипта, кажется, изжил себя в твоих собственных глазах, по-моему. Такое чувство, что тебе нужны какие-то более масштабные операции. Уж слишком все эти танцы вокруг скрипта кажутся неуместными рядом с тобой, по крайней мере уже сегодня.

А за советы спасибо. Пара-тройка строчек действительно была чуть ли не откровением для меня.

Рад за тебя.

а что будешь продавать когда интерес к Sat=X угаснет ?
Насыщение этим продуктом ранее или позже , но произойдет

Не боитесь, что со временем Leonid Вас кинет?
Это же очевидно.

В начале sat-x ему будет нужен, как раз из-за сообщества. Когда он переманит на свою сторону баблорубов (посмотрите свой форум - он уже стал неформальным лидером! формальный лидер пока Вы) и выжмет их по максимуму, то Вы будете просто не нужны.

Зачем Вы ему будете нужны после запуска и отладки? Лишняя строка расходов, через некоторое время он это поймет. Повторить Ваши скрипты для группы прогеров, которыми он руководит, не составит труда. Формально он просто перепишет скрипты и оставит Вас за бортом.

Есть хоть одна причина по которой он будет платить Вам с каждой продажи? Только не надо ля-ля, что он ведь честный парень, он меня не кинет :) "Бизнес ест бизнес"

Я думаю, как умный человек, Вы сами это понимаете. Вы теряете контроль над проектом, кидок в такой ситуации лишь вопрос времени.

Кстати, о репутации :) Вы бы погуглили кто он такой и какую репутацию имеет ;) Может найдете хоть один его успешный проект.

Мы с Леонидом ничего друг друг не должны. И так и останется. Так что бояться мне нечего. Панель его не конкурент сатХ - очевидно расхождение и по ценовой категории, и по предназначению, и даже по аудитории. Он делает свое дело, я свое, а вместе может получиться еще лучше.

А появление неформальных лидеров я только приветствую. Только конкурентное общество может не закисать, а развиваться. Леонид так или иначе дал толчок развитию клуба, ограничив тестовую закупку баблорубами и взяв в качестве базовой системы сатХ. За это я ему благодарен - все остальное личное дело Леонида.

То, что интерес к сатХ угаснет? Ну, если только у меня. Этого я не исключаю. Я уже продумываю пару идей простых скриптов: сатХ лайт и дорвейный генератор нового типа специально под рунет - последнее должно создавать долгоживущие дорвеи. Пока ношу внутри. Но то, что придется переключаться - это однозначно.

Если вы внимательно читали пост, то ценность продукта не в его свойствах, а в умении его грамотно реализовать. И то, что я написал, это просто точка, до которой я дошел, не воплотив и половины идей в плане методики продаж.

Где-то я прочитал, как один блоггер стал миллионером за сутки. Он вел год или два свой блог, набрал немерено подписчиков и потом просто разослал предложение купить суперкнигу за 900 (вроде) баксов. И один из десяти эту книгу приобрел. Вот вам наглядный пример по Бизнес 2.0.

Погуглил. Все ок. Хотя и раньше знал по СЕ. :)

Аноним,
Мне кажется, что вместе с Master-X, я заработаю раза в 2 больше, чем кинув его. Великая вещь - синергия.

За отзыв спасибо, тронут =)

Что касается Сат-х, лично для меня его покупка была мотивирована: 1. Доступной ценой; 2.Простотой работы с скриптом и что наверное не 3, а первое - это наличие Дмитрия в ICQ, скрипт был куплен в конце апреля - этого года и с июня, результаты таковы, что сателлиты сделанные на нем реально мне помогают легче жить, за это Дмитрию спасибо.
А что касается Леонида, ну так Сат-х и панель которой он занимается действительно разные проекты, которые могу взаимодействовать и этой панелью будут пользоваться далеко не все - это факт.

Последую совету - не буду строить софтверную империю, буду строить софтверную анархию :) Моя CMS будет бесплатной, нужна ли она будет кому кроме меня и будет ли она вообще - черт его знает, но постараюсь, чтобы была нужна. Насчет созданию сообщества пользователей - спасибо за идею.
И Вашу CMS куплю как разбогатею: и интересно, что же в ней такого хорошего, что за нее деньги платят, и может со своей брошу затею, если пойму, что за разумное время мне Вас не доганть, тогда что-нибудь другое сделаю, парсер или граббер какой-нибудь, или спамилку :)

Отправить комментарий

Популярные сообщения

Эту страницу: Twitter Facebook Favorites More