Как начать пользоваться школой!

Интересно? Полезно?
Подпишись на обновления в блоге одним кликом!
Реклама на блоге
Начинаем знакомство с лучших постов
Бронирование гостиниц
Продвижение сайтов


Rambler's Top100
Рейтинг блогов

Powered by  MyPagerank.Net
Яндекс цитирования

Моя аська: 155ноль54семь9 (всегда invisible)
Мой скайп: remarka.reklama
Мой емайл: masterxbablorub@gmail.com

вторник, 19 июля 2011 г.

Как изменилась конкуренция во внутреннем туризме за последние три года

Правильно говорят, что если ты не бежишь в бизнесе, то максимум - это остаешься на месте. За прошедшие три года компания, возглавляемая моей супругой, выросла в почти шесть раз по объемам и увеличила персонал с одного до пяти человек. Более того, все больше моего времени уходит на турфирму, хоть я этому и активно сопротивляюсь: недавно известная вам Яна-seowife после стажировки в качестве моего секретаря перешла к нам на должность PR-менеджера турфирмы с целью избавить меня от сотен рутинных операций. А я тем временем жду апдейта одной биржи и релиза сразу двух, подкапливая денежку на их рекламу.

Но к теме статьи. Когда все начиналось, я обладал двумя сайтами, один из которых был копипастным городским порталом, а второй популярным тогда справочником гостиниц. Тогда это была модная тема - делать тематические порталы на разные темы, а потом собирать денежку с бедных представителей бизнеса за "попадание в Интернет". Порталов я наделал, даже набил их контентом, а вот собирать денежку было как-то влом. Тогда и подвернулась возможность конвертировать сайты на заказах туристов. Кто ж знал тогда, что это кончится совместным проживанием и свадьбой.

Конкурентов у таких сайтов на внутреннем российском туризме не было. Фактически такие сайты были представлены единичными экземплярами вроде Командировки.ру. Но набор гостиниц на федеральных сайтах был и даже сейчас остается небольшим. Причина - неудобная система регистрации и обновления данных, а порой и банальная жадность владельцев порталов. Так что клиентов было немного, но все они были наши - гостиницы тогда вообще плохо представляли, что такое Интернет и что там нужно продвигаться.

Откровенно говоря, с сегодняшних позиций могу сказать, что это было золотое время. Вот только клиентов было очень мало.

Осенью того же года я запустил первые сайты полностью посвященные теме бронирования. Заполнение их заняло около двух месяцев. Еще около пяти месяцев они заползали в топ, где до сих и находятся с незначительными колебаниями. В качестве образца для сайтов была взята испробованная схема: описание, фотки, цены, форма для бронирования и телефон. И тогда, и сейчас 95% заказов идет через телефон. К слову, мы уже тогда с этой схемой опередили время - базовой для подобных сайтов оставался вариант, когда описания гостиниц представлены отдельными карточками, а прайс (для простоты обновления) лежит на отдельной странице. Неудобно для туриста, но кто о нем тогда думал! Гостиниц до сих пор мало для такой большой страницы, как Россия, а тогда шла битва за каждое свободное место, и цены часто менялись даже посреди сезона.

Кстати, до сих многие сайты используют эту схему размещения данных (есть даже федерального уровня).

Так что конкуренции в первый год мы особенно не ощущали. Сайты гостиниц были слабы. А сайты конкурентов безнадежно отставали. И нагонять они начали к следующему сезону.

На второй год основным конкурентом стали сайты коллег по цеху, а именно местных компаний по бронированию. Они вдруг разобрались, что сайты надо продвигать. Другие поняли, что надо еще и юзабилити заниматься. Причем как-то неодновременно они это поняли, что дало некий зазор для маневра. Но дыхание конкуренции стало чувствоваться все острее, жить стало веселее. Кто ж знал, что скоро все изменится и на первую роль выйдут сами гостиницы и ударят тем самым в целом по рынку бронирования.

На третий год большинство гостиниц не  только обзавелись собственными сайтами, но и стали агрессивно их продвигать. Что говорить, я сам продвигаю 4 сайта гостиниц, которые мы же и продаем - сам себе конкурент.

Главная проблема здесь оказалась в психологии туриста, который смотрит сравнительную информацию на нашем сайте, а потом уходит на сайт гостиницы. Психология поведения пользователя - это вещь, о которой мы вообще стали задумываться только в данном году. До этого как-то не было проблем с утечкой туристов. Т.е. да, мы активно работали с юзабилити и старались, чтобы информация была максимально полной, но к такой реакции потребителей мы оказались не готовы.

Наш ответ оказался симметричным: мы стали производить в промышленных масштабах сайты отдельных гостиниц. Нередко они выглядели лучше и были полнее официальных сайтов. Но это не слишком согласовывалось как с политикой яндекса (аффилиатность), так и с политикой самих гостиниц (попытка притянуть данный рекламный шаг к недобросовестной рекламе). От обвинений в недобросовестной рекламе мы отмахались, так как странно обвинять в ней, если заказ все равно поступает в саму гостиницу, но несколько договоров на этом потеряли - примерно пять-шесть гостиниц из почти сорока, по которым мы сделали сайты, прекратили сотрудничество с нами.

А вот с Яндексом справиться не удалось. Аффилиатный фильтр не самый смертельный, но его побочный эффект оказался схожим с АГС - мы потеряли страницы в индексе и соответственно множество НЧ-позиций. Траффик на базовых порталах просел. На сегодня удалось восстановить положительную динамику и даже добиться роста позиций, но это обошлось большой кровью и серьезными тратами, а конца борьбе с яндексом за индекс до сих пор не видно. Положительного тут только, что мы почти научились обходиться без этой поисковой системы. Хотя следует признать, что базовым поставщиком клиентов в этой нише был и остается Яндекс.

Третий год преподнес и новый сюрприз в виде очередного конкурента, который постепенно выбивает с рынка других игроков. Я о сайте букинг.ком. Россия - странный почти девственный рынок, где мировые игроки не очень понимают правил. Так что множество крупных и признанных на западе сайтов не получили в России должного признания. Поэтому букинг оказался по-настоящему первым, кто настолько агрессивно продвигается. В самом деле, трудно представить, почему букинг платит до 50 рублей за переход, получая комиссию всего в 13% и при средней конверсии 1-к-50 с контекста. Средний доход с одной брони в городских гостиницах составляет 500 рублей, для гостиниц на побережье (длительные сроки, отпуска) - 1500 рублей.

Никто не будет платить от 1000 до 3000 за заказ с прибылью в 500 рублей. Только в расчете на повторные заказы. Но пока это работает и букинг планомерно поглощает рынок бронирования.

На сегодня ситуация с внутренним туризмом в поиске такова: контекст занят букингом и гостиницами (гостиницы могут позволить себе большие ставки за переход - они-то получают всю сумму, а не процент). Серп в яндексе делится между крупными федеральными порталами, турфирмами и небольшим числом гостиниц из тех, кто озабочен своим продвижением в поиске. Серп в гугле чаще всего более точный и исключает федеральные порталы за слабую тематичность и хилую информацию - там борьба в основном между турфирмами и гостиницами. Впрочем, гугл завернул свою фишку - результаты поиска по картам подмешиваются в выдачу, делая интересными для собственно турфирм только первые 2-3 места в серпе. А судя по левой части страницы поиска гугл собирается примерить на себя и роль оператора по бронированию - там появились поля для дат.

За три года из банальной ловли на простую информацию о гостинице бизнес на бронировании превратился в технологичный и сложный. Теперь в голове и на бумаге приходится держать десятки деталей, чтобы выжимать максимальную конверсию даже из минимального траффика. И чем дальше, тем сложнее эта задача становится. Что говорить: недавно купил три кило с арбитража и ни одного заказа. Всего лишь слабоконверсионные объявления, но какова цена ошибки!

На самом деле, такова тенденция и в остальных областях, связанных с продвижением товаров и услуг через Интернет. Кто не успевает за прогрессом, неизбежно отстает, если Яндекс не подкидывает место в топе согласно своей технологии "разные сайты в топе". Но надеяться на такие подарки судьбы постоянно как-то по-детски наивно. Наш следующий шаг - социальные сети.


13 коммент.:

"если ты не бежишь в бизнесе, то максимум - это остаешься на месте." - Супер сказано! Хочется добавить, что не только в интернете, а вообще в бизнесе - "Чем больше бежишь, тем быстрее надо бежать))))))" Это как в книжке "Алиса в стране чудес")))) И все так - пока не захочешь остановиться и сказать СТОП! У меня самой фирма процветает четвертый год, и я понимаю, что все делаю медленно, хотя все вокруг говорят - "Куда торопишься???" - они не понимают))))

Приветствую. Это мой первый коммент в блоге, хотя читаю в ленте давно. По поводу Букинга. Их агрессивная позиция - вполне закономерна. Россия новый и перспективный для них рынок. Капитализация букинга запредельная, сейчас их задача подмять весь рынок под себя. Когда они будут генерить гостиницам существенный трафик, можно получить уже совсем другие цены, и продавать бронь дешевле гостиничной розницы, что в общем-то наблюдается уже во многих странах. Но чтобы выйти на этот уровень, нужно как захватить лидерство на рынке. Они знают что делают, их тактика принесла плоды по сути везде, где букинг локализовался. Вопрос. А что ты думаешь про достаточно активно обсуждаемый стартап ostrovok.ru? Ребята пришли в Россию, уже - по сути под голую идею - получили инвестиций на более, чем 14 млн. долларов. При этом без опыта на этом рынке. Каковы их шансы?

Влияние островка на рынок в России незаметно. Кроме того, мы в разных категориях. Они нацелены на рынок букинга - на электронное бронирование. У нас в основном телефонное бронирование.

Так что пусть меряются письками в своем сегменте. Я не против. Продукт хороший, но подбор гостиниц слабый - это из-за опоры на мониторинг свободных мест. Далеко не все гостиницы на это согласны и делают это оперативно. Чаще всего гостиница работает или с 1-2 лидерами рынка, или ни с кем, если отдел бронирования состоит из одного управляющего: тупо затрахаешься всем системам обновлять наличие мест оперативно. А единой программы типа 1С для гостиниц пока не создано и у всех стоит что попало или вообще ничего.

Так что не думаю, что у Островка большое будущее. Еще один проект в этой и без того плотной нише без существенных фишек. Букинг намного сильнее и лучше. Да и других систем посильнее тоже хватает.

Ок. Спасибо за мнение. Сам примерно такие же мысли имею. Хотя иногда кажется, просрать 14 млн грина - ну это надо постараться. Поэтому наблюдаю за ситуацией - куда двинуться создатели. Пока складывается ощущение, что бюджеты проедаются и пропиваются на стильных офисах, в духе "мы тоже как гугл".
Вопрос следующего порядка. Какие способы монетизации ты бы развивал для сайта по тематике зарубежной недвижимости (есть в подписи). Вообще, как оцениваешь перспективы этого направления? На "ты" перешел без спроса, ничо? Если есть какие-то заморочки на этот счет - вери сорри.

Смотря как стараться. Если инвестированные пойдут на покупку мазератти для основателей сервиса, то за полгода управятся.

По поводу вопроса, ничто не принесет так много денег, как комиссия с продажи. Пусть даже вы будете продавать с комиссией всего 5-10% от всех объектов, все равно это будут очень большие деньги. Договаривайтесь с владельцами на комиссию в 1-2%.

как отслеживается кол-во заказов с гостиницами - гостиницы ведь могут наврать, или умолчать про клиента, который пришел с твоего сайта?

Мы же отпраляем бронь в гостиницу, а не сам клиент. Телефоны же наши стоят на сайте. Напрямую клиенты не ходят.

Это я понимаю.
Но, к примеру, вы отправили бронь в гостиницу, клиент приехал в гостиницу, пожил, и уехал.
А гостиница говорит вам, что по этой заявке, которую вы отправили в гостиницу, клиент отказался/не приехал/не оплатил и т.д.
Как проверить?

Мы же прозваниваем гостиницы по факту заезда. Бывают случаи, в основном с мелкими гостиницами, когда они пытаются надуть нас, но такие случаи единичны. Ловим банально - звоним клиенту и он сообщает - заезжал он в гостиницу или нет. В дальнейшем с такими отелями не работаем.

Островок хапнул на туристической выставке Mitt-2011 стенд, который я оцениваю в 40-50.000 евро. Зачем они это сделали - я так и не понял, т.к. проект на тот момент был пустой и сырой.

Я бы сказал так - хочешь создать продуктовый магазин - иди работай полгода кассиром, менеджером, мерчендайзером и т.д.

Они без опыта пришли на сложнейший рынок.

Привет-привет! столкнулись с рынком в прошлом году.
Сделал вот такой сайтик (в имени) в январе, закупил ссылок на пульте, с кем-то там обменялся, и начал разивитие, к маю начались звонки...
проблема состояла в том, что, когда нахлынули клиенты, а тогда была жара аномальная в Москве и всё горело, я с ними не справился. Тупо по тому, что был спрос - не было предложений.

Гостиницы отказывались работать, постоянно кидали!! (это у нас принято) если частники - те вообще кидали по-страшному. В итоге не понял вообще с кем можно работать, остались "свои" клиенты на которых выехал кое-как, но нормальных денег не смог заработать. ФОрма организации ИП 63.40 кажется (туризм) без лицензии, просто как агент, но там много проволочек - запарился.

Сейчас Сеоштейн посоветовал к твоему блогу обратиться и поглядеть на реализацию твоих сайтов. Я порадовался, что можно подключить виртуальные телефоны и просто продавать звонки клиентов - без лишней запары. Что считаешь? Посоветуй пожалуйста. starinin.viktor@gmail.com

Можем поработать как агент (вы) с оператором (мы). Мы возьмем на себя бронирование, вы - привлечение клиентов. Мы отдаем 20% нашей прибыли. Поверьте - это выгоднее, чем просто продавать звонки.

Но прикрепить к нам Валдай мы сможем не ранее осени - пока тупо нет времени заниматься договорами с гостиницами.

когда у вас будет свободное на это время - я готов выслушать и определиться. Рынок очень быстро растёт у нас.

Отправить комментарий

Популярные сообщения

Эту страницу: Twitter Facebook Favorites More