Телефон агентства Баблоруба REMARKA: 8-800-333-06-80 (бесплатно для РФ) / Заказать поисковое продвижение, настройку контекстной рекламы, SMM

вторник, 8 июня 2010 г.

Про договора

Сегодня разбирал бумаги на столе, нашел две тысячи рублей. Приятно. Но речь не об этом. Речь пойдет в этой статье о договорах. Как оказалось, эта тема либо замалчивается (в силу ее очевидности), либо подается как некая сакральная тайна от ордена юристов - якобы нельзя и шагу шагнуть без них. На дело все и сложнее и проще одновременно, как бы абсурдно это не звучало.

Есть несколько точек зрения на существование этой бумажки с двумя печатями.

С одной стороны, это отчетный документ. Не так чтобы очень нужный - в бухгалтерскую отчетность он не входит. Но в случае камеральной проверки налоговая имеет право затребовать данный документ. И надо будет постараться, чтобы он был. Но на деле более сильными документами оказываются акты, фактуры, товарные чеки и прочая фигня, которой вы закрываете расходование средств. Договор с точки зрения налоговой лишь подтверждает закономерность этого расходования. Т.е. допустим у вас веб-студия. Вы заключаете договор с фирмой А, делаете сайт, получаете деньги. Налоговой на такой ваш договор глубоко неинтересно, так как тут вы деньги получаете. Но вот вы, допустим заключаете договор с фирмой Б, которой перечисляете деньги за технику. Вот такой договор вызовет больший интерес, ибо тут вы скорей всего постараетесь провести технику, как расход, и получить налоговый вычет. А вдруг вычет сделан вами неправомерно? То-то.

С другой стороны, договор - это регламент. Это ваша защита от выебонов клиента. И чем крупнее клиент, тем сильнее следует защищаться договором. Хотя по опыту можно сказать, что спорные ситуации почти все улаживаются без договора. И только в редких случаях, когда клиента совсем уж заносит, стоит обратить внимание на ряд пунктов в договоре и горе вам, если вы их не прописали. Обжигался ли я на таких клиентах? Да десятки раз. Но я обжигался и без договоров - просто считал, что имя и репутация всегда дороже денег. И если был формально прав, но реально виноват - исправлял ситуацию без договора. По собственным понятиям деловой этики. И, надо сказать, это плохое качество для бизнесмена. Не всегда стоит так поступать. Иногда клиент стоит того, чтобы его научили или кинули.

Что касается мифа, что всякий раз для заключения договоров нужен юрист, то первый свой договор, который и сейчас базовый для заключения контрактов - я нарисовал сам на основе какой-то офертной болванки. И ничего. Работал так годами без особых претензий. Но это неправильно.

Правильно сделать так: накачать хороших болванок, потом прочитать самому, потом дать прочитать партнерам или толковым родственникам. Потом привлечь юриста для подгонки договоров под ваши особенности и можно работать. Не так уж это и дорого - всяк потом сэкономите на расторжении и кидках клиентов. А клиент обожает кинуть поставщика. Или как минимум превратить заказ в товарный кредит. Я сам в свое время был несколько месяцев должен разным поставщикам порядка 200 тысяч рублей, которые получил от клиента, но тратил на выживание компании. Спасибо моим поставщикам, они не приостановили производство, а спустя несколько месяцев я выбрался из жопы и расплатился со всеми. Но не всегда стоит прощать такое затягивание по оплатам, особенно, если клиент не испытывает нужды, а просто глумится и шантажирует.

Что касается юриста, то у нас с недавних пор он есть. Но привлекать его на заключение договора нужно только, когда идет существенная правка договора или вам навязывают свою форму, в которой вы не можете разобраться. 98% контрактов заключаются по принесенным вами болванке, в которую вписываются реквизиты и ставятся подписи-печати. Примерно половина вообще не читает договоров, рассчитывая на ваше слово. Так что корпоративное право в малом бизнесе курит мелкими затяжками.

Когда нужен договор? Когда клиент борзеет. Допустим, вы выделили на контракт 10 часов дизайнера из расчета 3 вариантов макета, а клиент требует 10 вариантов, а потом еще 20 доделок. В итоге прописываем количество вариантов в договоре, и также цену за дополнительные варианты и правки. Или допустим, клиент заключает договор по многоступенчатой схеме оплаты, но после предоплаты ставит вас в известность, что полностью рассчитается только после выполнения работы. А у вас запаса оборотных средств нет, предоплаты на весь период изготовления не хватит. Прописываем жесткий график оплат и санкции за его неисполнение. Или клиент ставит одну задачу, а потом меняет ее в процессе работ. В итоге достаем приложение номер один - Техническое задание и тыкаем клиента носом.

Договор хорошо отрезвляет зарвавшегося клиента. Но есть у договора и вторая сторона. Он дисциплинирует вас самого. В договор обычно заносятся сроки исполнения и будьте способны уложить в него. Ибо - санкции. Которые на деле не наступают, но служат поводом напомнить со стороны клиента, кто тут главный. А ведь мы знаем, что главный тут - мы. Так что зачем давать повод?

Договора с физическими лицами выглядят точно также, как и с юридическими, только вместо юрлица с расчетным счетом - физлицо с номером паспорта и пропиской.

Чем вы круче и выше ваша репутация, тем формальнее становятся договора и все больше предложений делать дела и вовсе без них. Это аксиома. Даже при работе с западными конторами. Но в малом бизнесе. Миллионы, конечно, в чемоданах не носят. А если и носят, то вовсе не с целью заказать сайт или даже интранет-систему.

Что будет, если камеральная проверка запросит договор, а его нет? Да ничего страшного, пошли и сделали задним числом. Лишь бы тот ваш стародавний клиент или поставщик еще существовал. Вот если его уже нет, тогда все, конечно, осложняется. Так что лучше не запускать это дело. Но, как я говорил, бухгалтер будет от вас прежде всего требовать бумаги, подтверждающие оплаты с вашей стороны: акты, фактуры, товарные чеки...

Если есть вопросы, задавайте, но учтите, что я не корпоративный юрист, а просто директор с девятилетним стажем и багажом в примерно 500 клиентов/договоров за это время.

-----------

Обещанные постовые по акции. Блоггинг, разработка и продвижение сайтов от Алексея. Симпатичный лытдыбр от Нечаева. И тоже блог не о сео, а обо всем от Уфимского блоггера. Это далеко не все участники, но ставить более трех ссылок считаю лишним. Кроме того, это маленькое удовольствие, которое стоит растянуть. Увидел ссылки - кликни, посмотри. Вдруг это новая строчка в твоем ридере!

---------------------------------
Подпишись на обновления в блоге одним кликом! Читать на твиттере! :: Реклама в блоге


9 коммент.:

Договорное право - вообще очень серьёзный предмет а на практике во многом творческий процесс ... одно дело его составит - другое согласовать :-)

К работе в сегменте малого бизнеса эти слова отношения не имеют. Здесь более прагматичное отношение к контрактам. С крупными конторами - да, геморроя море. Иногда по нескольку месяцев танцуем кругами. Хотя тоже как нарвешься.

договорЫ.
Договоры, блять!

http://www.vsedogovora.ru/

"В общем "договоры" - правильно, "договора" - допустимо. Все зависит от того, на какой слог Вы ставите ударение в слове договор. Если на последний - правильно "договоры", если на первый - правильно "договора". В деловом общении в последнее время слово "договоры" употребляется в основном в отношении международных договоров. Наш сайт создан для профессионалов, поэтому мы используем профессиональное слово "Договора"."

Так что нахуй. Мы тут профессионалы, блять, а не учителя в школе.

Надо не болванки с интрнету качать, а хотя бы один раз первоисточник в ГК почитать, очень полезно.

Вопрос, как к предпринимателю, есть ли смысл вообще возиться со всеми этими договорами, налоговыми и прочим, тратя на это много времени, чтобы сэкономить на налогах, или же лучше быть физлицом, платить 13% и ни о чём больше не думать? Заплатишь ты со 100$ 5$ вместо 13$, но сколько уйдёт нервов и времени, чтобы обосновать эти 5$? Не лучше ли платить 13$ и не трахать себе мозги?

Вопрос некорректный - договор не для налоговой, он формализует отношения между заказчиком и исполнителем и на ставку налога не влияет. Работать можно и как физлицо, но юрлицо не будет в большинстве случаев сотрудничать с физиком - рисков больше, да и с проводками по бухгалтерии потом геморр, и перед налоговой отдуваться в случае вопросов сложно. Решаемо, но сложно. Так что юрики предпочитают юриков.

И кто вам сказал, что юрлицо - это экономия на налогах? Только налог на деятельность от 6 до 15%. Плюс налоги на зарплату и в ПФ РФ. В среднем предприниматель тратит на налоги примерно от 10 до 30% от суммы заказа - зависит, конечно, от деятельности и количества сотрудников, но цифры в среднем справедливы.

Порою, предмет договора очень значительно влияет на ставку налогообложения

К слову о кидках - был у меня клиент. Дяденьке я "делал контекст" в Директе и Адвордсе.
На мои настойчивые просьбы заключить договор были ответы в стиле "деньги есть" и эти самые деньги веером летели на стол.
Проработали месяца два. Начались необоснованные претензии и жажда каждый день своими руками поиграть ставочками и сменить объявления/слова.
После долгих объяснений дядечка был послан (у меня терпения не хватило), в ответ начались предъявы в стиле "вертай деньги взад, ты меня наебал".

Не то, чтобы с тех пор я работаю только по договорам, но опыт получил хороший.

Отправить комментарий

Популярные сообщения

Эту страницу: Twitter Facebook Favorites More