Как начать пользоваться школой!

Интересно? Полезно?
Подпишись на обновления в блоге одним кликом!
Реклама на блоге
Начинаем знакомство с лучших постов
Бронирование гостиниц
Продвижение сайтов


Rambler's Top100
Рейтинг блогов

Powered by  MyPagerank.Net
Яндекс цитирования

Моя аська: 155ноль54семь9 (всегда invisible)
Мой скайп: remarka.reklama
Мой емайл: masterxbablorub@gmail.com

воскресенье, 10 мая 2009 г.

Как я не стал физиком

Надо начать с того, как я им стал, учитывая, что в выпускных классах у нас было всего по два часа физики, а основным профилем было краеведение и как бы иностранные языки. Я хотел стать настоящим программистом, я им почти себя ощущал, программируя школьные программы-тесты на агат-бейсике с плоских гибких пятидюймовых дискет. Так что выбор ВУЗа стоял остро, учитывая, что в городе нет и не было профильных учебных заведений.

Был у меня учитель астрономии, студент пятого курса физфака тогда еще КГУ. Разница в годах была не столь велика, чтобы не иметь дружеских отношений за рамками занятий. Надо сказать, занятия по астрономии у нас были практически без астрономии. Ничего из них не помню. Однако, именно учитель астрономии посоветовал мне поступить на физический факультет. Куда я и поступил сразу на оба отделения и сначала сделал выбор в пользу радиофизики. Тогда мне казалось, что приставка "радио" непременно приблизит меня к миру компьютеров.

Тем не менее, со второго курса я практически поселился на кафедре теоретической физики. Там меня можно было застать чаще, чем в аудиториях. Я увлекся студенческой жизнью, а замдекана по работе со студентами фактически занимал должность завкафедрой терфиза, поскольку реальный зав уже жил и преподавал в Польше. Так что мой переход после экватора на другое отделение выглядел вполне логичным и был поддержан деканом, который тоже был членом кафедры теоретической физики.

Но до окончания обучения я вряд ли мог оценить научный мир изнутри. Все-таки вся эта жизнь, которая с интересом обмусоливается в сериалах, теклам параллельным потоком. Мир студентов и мир ученых умудряются жить рядом и не соприкасаться, и делают это весьма органично.

Большинство студентов, чего уж тут скрывать, поступают и ходят на занятия исключительно ради небольшой корочки и пяти лет, которые потом будут называть лучшими годами своей жизни. И только 3-4% выберут продолжение в виде аспирантуры, и едва ли треть из них станет учеными.

Попробую объяснить, что такое современная физика на пальцах. Если большинство наук - это перемывание костей чего-то что было сделано раньше, то физика строится на изысканиях того, чего нет. Иногда того, чего в принципе нет, но что неплохо объясняет реальные процессы. Называется эта штука - моделирование. Реальный мир нельзя описать уравнением, а модель изначально построена на уравнениях. Чем дольше ковыряется ученый со своей моделью, тем больше он вводит всяких поправок и дополнений в нее, в результате чего ему удается приблизиться к описанию реального процесса. Нафиг нужно? Чем точнее модель будет описывать процесс, тем точнее она сможет предсказать возможные последствия процесса. А поскольку всякие там реальные хреньки вроде самолетов можно делать только по правилам, то чем они точнее получаются, тем меньше вероятность, что все развалится еще на старте.

Вот примерно вся современная матфизика строится на вычислениях сорок пятого слагаемого в уравнении Х. Ничего, что это слагаемое даст поправку только на 0.001%, это все равно тянет на статью в журнале, а если слагаемых будет несколько, то можно и кандидатскую защитить.

Есть еще прикладная физика - это когда берут хрень вроде коллайдера, запускают ее и смотрят на результат, а потом пишут огромную статью, пытаясь объяснить почему именно так получилось. Но хрень очень дорого стоит, а чтобы запустить ее в своих целях - надо стоять в очереди среди коллег иногда месяцами. Так что большую часть времени ученые или тестируют на маленьких хреньках, или гоняют расчеты на компьютерах.

Есть теоретическая физика, когда берется процесс, аналогов которому в реальном мире нет и доказывается на бумаге, что в принципе возможна вот такая штука. Все охуевают, а когда автор теории успевает скончаться, и его труды покрыться пылью, оказывается, что действительно это имеет место. Например, нынешний завкафедрой на полном серьезе строит теорию перемычек пространства, что на бытовом уровне можно назвать телепортацией. Вроде бы фантастика, но когда эта фантастика превращается в набор уравнений в тетради, то все выглядит уже вполне реально.

И есть псевдофизика вроде теории торсионного поля и популярных лекций. Эта профанация науки сильно раздражает отцов от науки, и они специально ходят на такие лекции, чтобы позадавать вопросы с последней парты, загнать автора в парадокс и выставить его полным идиотом.

Современная наука в ВУЗах вынуждена скрещиваться с обучением студентов, вещью по мнению настоящих ученых совсем ненужной, ибо все равно из них ничего не получится. Однако, так уж сложилось, что система оплаты труда такова, что платят в ВУЗе за обучение, а наука - вроде как обязательный факультатив: можно и не заниматься, но коллектив будет морально вынуждать к этому. Внутреннее же мнение совершенно иное - для большинства обучение ненужная помеха на пути к просветлению, но только за нее платят деньги.

Я, признаться, шел в аспирантуру без лишних иллюзий. Я прекрасно понимал, что ученый в чистом виде из меня вряд ли получится. Что говорить, суть своей дипломной работы я понял только на втором курсе аспирантуры. Но программировал расчетные программы я с упоением. Нет ничего интереснее, чем видеть, как стройные уравнения под твоими пальцами превращаются в стройные столбики цифр, в красивые подтверждающие теорию графики. Я четко осознавал свой вклад в науку и втайне надеялся увидеть свою фамилию в паре журналов в качестве соавтора. Все-таки наши расчеты послужили материалом для ряда статей, докладов на конференциях и возможно, кандидатской. Да и мне в приватном разговоре не раз намекали, что моя дипломная тянет на первую главу в кандидатской. Хотя чисто моего, как и в 95% дипломных сокурсников там были только расчеты.

Но когда я сунул голову в это осиное гнездо, я ужаснулся. Я знал, что кафедра живет не слишком дружно. Но что есть две группировки "преподавателей" и "чистых ученых" - предположить не мог. Была и группа сомневающихся. Для коллектива в 12 человек - это очень круто. Еще хуже было то, что я оказался фишкой в игре, которой тыкали в лицо моему научному. Мол, взял в аспирантуру любимчика.

А борьба за часы. Это отдельная песня, когда кафедра нарезает учебные часы. Это криков на несколько часов. Хуже только выборы завкафедрой.

Вот досматриваю я "Теорию Большого взрыва", смешно, а вот ведь правда. И снобизм, и высокомерное отношение к студентам и коллегам. Если преподаватель говорит "умный студент", то на самом деле он имеет в виду "среди личинок он лучший" и разница только в интонации. И эта зацикленность на своих исследованиях. После защиты своей докторской один из преподавателей любой разговор с коллегой сводил к теме своей диссертации.

Мира за пределами ВУЗа не существует. Это общеизвестный факт. Ты годами в рамках одного здания, раз в два года вырываясь на конференции. Ты строишь свои отношения только с такими же учеными. Большинство женаты на копиях самого себя, работающими на той же кафедре. Твоя жизнь на виду у всех, любое движение становится сразу известно и является предметом для обсуждения.

От этого быстро устаешь. Устаешь бороться с бетонной стеной, устаешь доказывать, что ты самый умный. К сорока годам большинство из преподавателей уставшие старики, делающие на автомате половину работы.

Так что научный мир - рабство почище офисного. И если сменить офисный мир еще можно, просто сменив профиль деятельности, то научный мир, раз приняв в свои объятия, уже не отпускает: карьера бесконечна. Сначала кандидатская, потом начинают расти должности от ассистента к доценту. Докторская и прыжок до профессора. Можно побороться за должность завкафедрой или даже декана - но это уже игры для амбициозных. Куда безопаснее и веселее публиковать новые статьи и зарабатывать научные славу и имя.

Для всего этого нужен особый склад ума и характера. У меня не получилось. Или я не слишком хотел. Мой бывший однокурсник жил год на каше на воде, пока готовил кандидатскую. Я не хотел идти на такой подвиг. К третьему курсу аспирантуры я полностью погрузился в работу за пределами ВУЗа, а когда мой научный умер от рака - поговаривают, что травля со стороны "коллег" сыграла не последнюю роль в этом - то и вовсе перестал посещать альма-матер. Перегорело.

---------------------------------
Подпишись на обновления в блоге одним кликом! Читать на твиттере! :: Реклама в блоге


11 коммент.:

Хорошо написано.

Мне повезло, и я поверхностно узнал подноготную ученого мира еще будучи школьником - Занимался в Научном Обществе Учащихся (НОУ). Готовил доклады по Элементарным частицам. а т.к. использовал системный подход, то и работы получались весьма впечатляющими. Но вот беда - среди аудитории докладчиков каждый год был какой-то дедушка, уж не знаю, кто он там по ученой степени, который почемуто имел большой зуб на меня и высказывал возражения. Одна удача - он не был в комиссии.
Со сторны смотрелось это очень неприятно, кода вроде бы солидный человек скатывается до истерик доказывая, что работа гроша ломанного не стоит, и т.п.

Ха, хорошая тема, не ожидал наткнуться на нее в серии постов про сео в моем ридере.
Жизнь на кафедре именно такая. Хоть я и не осел на кафедре, но вижу это прекрасно. Мне даже повезло, что я не устроился на кафедре. Зато устроился НИИ параллельно заниматься наукой и программировать на благо МГУ - хорошее сочетание, позволяющее не заскучать.
Мне кажется, что пост все-таки слишком категоричен по отношению к научному миру. Да, кафедры - это возня, нелюбимое преподавание и маленькие деньги. Но этим научный мир не ограничивается.
Я не физик, я программист для физиков. Но тот "экстаз мозгов", который возникает, когда получается что-то такое спрограммировать, что нужно людям, значительно выше, чем удовольствие от программирования прикладного. Потому что в прикладном ты всегда знаешь - результат достижим. А в науке нет, и от твоего чутья и оригинального хода зависит судьба проекта.

становится страшно, что поступил на радиофизический... хотя у нас в БГУ не замечаю сильной грызни пока - может потому что первый курс ещё.

Я думаю что физики не обязательно какие-то страшные люди - просто так получилось и автор доволен, что занимается сейчас другим делом и самое главное, что оно является любимым для него!

Это еще раз подтверждает, насколько мудро поступили Михаил Алексеевич Лаврентьев и его соратники, когда организовывали НГУ так, что преподают в НГУ в основном реальные ученые, основной работой которых является один из многочисленных институтов или фирм Академгородка. Для подавляющего большинства из них преподавание оказывается как хобби - каждый отдельно взятый человек преподает сравнительно немного, но зато именно то, что ему интересно и с удовольствием.
Яркий пример тому - наш лектор по цифровой схемотехнике М. Ю. Шадрин - один из директоров Софтлаб НСК (игру Дальнобойщики-2 все знают?). Очевидно, что преподавание никак не может являться важным источником дохода.

Мне понравилось про «осиное гнездо». А у нас это называлось «змеиное логово».

Меня приглашали остаться после университета преподавать на кафедре иностранных зыков, но достаточно было, еще учась, понять, что там на ней творится. Представляете коллектив из 20-30 женщин в одном флаконе... Там борьба за часы – самое невинное из всех возможных видов женских соревнований. Спасибо одной из преподавательниц, которая сказала мне: «Хочешь навсегда завязнуть в мире научных работ, оформляйся. Нет – лучше даже не связывайся». К тому же, я не могла представить себе, что уже отходила сюда пять лет, и что, теперь всю жизнь ходить буду?

В общем, ни разу не пожалела, что не осталась работать в альма матер.

Н-да. Я вот тоже иногда достаю свой красный диплом "инженера по технологии производства летательных аппаратов" и думаю, нафига мне это надо было... :))
Иньересно, что из всей группы по специальности пощли работать 3 человека. Один женился на племянице декана, второй был сынок профессора, а третий потыкался, потыкался и плюнул....

Хорошо описал, так и есть. В университете если и можно работать, то только в "обслуживающих" подразделениях (типа ИВЦ или Информационно-аналитическом отделе). Тогда и защита диссера относительно легко даётся и нет особой нужды лезть в делёжку денег. Хотя всё равно приходилось со склоками сталкиваться. Можно сказать, что весь происходящий в вузах абсурд сводится к словам Задорнова: "Там как на зоне... Всё из-за бабок!" :)

ЗЫ: Кстати, моя корочка кандидата тоже где-то пылится на антресолях... и зачем оно было нужно? :) Ну разве только... вворачивать при случае слова, что я моделировал работу поисковиков интернета... :)))

С внутренней жизнью нашего меда я столкнулся курсе на третьем, сначала на кафедре биохимии, где мой научный руководитель практически не общался с остальным коллективом, заканчивал свои занятия и лекции в считанные минуты и шел к себе, в лабораторию, где самозабвенно центрифугировал эритроциты, фотометрировал что-то, так и жил, постоянно, 24 часа в сутки. Потом он на 9 лет сел за педофилию.

Потом была общая гигиена, где у зав. кафедрой была какая-то неразрешимая проблема с научным отделом. Работы не пропускали вообще или возвращали из-за лишней запятой, за день до окончательного срока естественно. А чтобы что-то напечатать нужно было либо унижаться перед кем-то, либо шагать через головы, что тоже вариант не самый лучший.
Когда мне предложили остаться на кафедре, за 0,25 ставки. Ответ был очевиден. Зачем? Чтобы через три года защитить диссер? Мне это уже было не нужно.

Фигасе! А я уже пять лет работаю на кафедре, на которой учился, и ни с чем подобным не сталкивался: ни со склоками, ни с интригами, ни, тем более, с травлей...

Часы мы делим спокойно. Никогда обид и тем более конфликтов по этому поводу не было. Заведующего кафедрой выбираем единогласно. Студентов любим. И не уходим, несмотря на снижение финансирования в условиях кризиса, не потому что попали в научное рабство, а потому что нам всем, похоже, приятно здесь работать.

P.S. Работаю на кафедре международных гуманитарных связей факультета международных отношений СПбГУ.

По-моему ты напрасно смешиваешь понятия академического мира и мира научного. Всё-таки это две совершенно разные вещи. Кроме ВУЗов ведь есть ещё и НИИ и жизнь везде совсем разная.

Отправить комментарий

Популярные сообщения

Эту страницу: Twitter Facebook Favorites More