Как начать пользоваться школой!

Интересно? Полезно?
Подпишись на обновления в блоге одним кликом!
Реклама на блоге
Начинаем знакомство с лучших постов
Бронирование гостиниц
Продвижение сайтов


Rambler's Top100
Рейтинг блогов

Powered by  MyPagerank.Net
Яндекс цитирования

Моя аська: 155ноль54семь9 (всегда invisible)
Мой скайп: remarka.reklama
Мой емайл: masterxbablorub@gmail.com

вторник, 21 сентября 2010 г.

Свой такой маленький бизнес

Дни склеиваются в одну непрерывную пелену. И отчасти есть грустные новости. Отвалилось два клиента на продвижение - один назревал: сменилось руководство и стратегия продвижения компании, но протянули на полгода дольше, чем я думал. Второй оставлял надежду, но не смог решить финансовые проблемы и пришлось завернуть вентиль. Как бы и не жалко - один новый клиент перекрыл двух этих, но длительное динамо стоило мне 3 и 4 месяцев работы без денег. Мелочь, а неприятно. И, конечно, опять задержки по оплате. Иногда на пару дней, иногда на пару недель. Некоторые и по месяцу-два не платят. Видимо, что-то опять назревает. Ближе к зиме будет ясно.

Впрочем, сегодня тема у нас другая. Поговорим мы о том, как открыть в своем городе небольшой бизнес, основанный на привлечении клиентов из Интернета.

Интернет открывает перед нами достаточно большие возможности. В частности - это все большее вовлечение обычных потребителей в сеть и предложение им нужного или не очень товара уже там. По разным оценкам степень вовлеченности колеблется по России от 10 до 25% от всего населения, но это наиболее активная и зарабатывающая часть, а, значит, и тратящая. Трудно ожидать совершения покупки от бабушек, но для человека в возрасте 20-45 лет - это вполне нормальный по сегодняшним временам шаг.

Разумеется, есть и минусы. Сайтов все больше, пользователь рассредатачивается между ними. Получить всех и сразу почти невозможно. Но свой небольшой сегмент вполне по силам выпестовать любому. Другое дело - устроит ли вас зарабатывать (именно - работать и получать за это деньги - зарабатывать!) 1-2тыс. баксов в месяц. Или все же вы продолжите искать способ делать деньги из воздуха? Если так, то дальше лучше не читать.

Для начала следует определиться со сферой применения сил. На сегодня почти любая оффлайн-ниша крайне слабо в товарном смысле представлена в сети применительно к городу. Есть сильные сайты на федеральном уровне и спорить с ними тяжело, хотя и возможно. А вот на уровне города уже и конкурировать часто не с кем.

Я бы сразу разделил возможные ниши на услуги и товарные продажи. Первые подразумевают наличие у вас какого-то инструмента или уникальных способностей, которые вы можете продавать другим. Второе - наличие производства или доступа к группе товаров.

Чаще всего встречается второе, известное под словом дропшиппинг. Вчерне схема дропшиппинга выглядит так: вы принимаете заказ, берете заказ у поставщика, привозите клиенту, получаете деньги. Схема расчетов с поставщиком может отличаться - некоторые работают по факту реализации, другие требуют безусловного выкупа.

Случай с услугами встречается реже, хотя бы потому что он связан с наличием у вас определенных навыков. Но стоп! Почему только у вас? Это вполне могут быть навыки другого человека. Например, вы можете искать своей подруге клиентов на бухгалтерское обслуживание или товарищу клиентов на укладку плитки и домашний ремонт. И брать с них 10-20%. Лет восемь назад было популярно у нас в регионе делать сайты с подержанными автомобилями. Перегонщики платили от 1 до 5% с продажи. Один мой знакомый делал сайт для продажи квартир в ОАЭ, звонки принимал его друг, а с каждой продажи мама друга и по совместительству риэлтор отдавала 10%.

С услугами основная сложность в том, что в качестве товара выступает человек. А человек может заболеть или закапризничать. Или сменить род деятельности. И ваши труды по созданию и раскрутке сайта будут напрасны. Поэтому все же следует ориентироваться в продаже услуг либо на себя, либо на сложившегося участника рынка, который будет рад лишним заказам, но не будет постоянно ворчать, что их слишком мало.

Вот вам простенький кейс. Компания ребят на скутерах у нас в городе развозит документацию и вообще что угодно. Стоимость невысока, заказы все с флайеров и сайта. Оплата - от того, кто заказал доставку, что снижает риски кидка. Хотя и не могу сказать, что ребята варятся, но заказы есть.

Таким же образом можно собирать заказы, например, на ремонт обуви и одежды. Найти мастерскую возле дома, накинуть к их прайсу 25-30% и собирать заказы через сайт. Оплата по факту ремонта, доставка в пределах разумного. По мне так для владельца транспортного средства - вполне реальный заработок. Большинство людей тупо никак не соберется с силами, чтобы доехать до мастерской и сдать вещи в починку. А тут и приедут, и обратно привезут.

В предложенном варианте всегда есть опасность убить бизнес низкой маржой. Для услуг это вообще чуть ли не основная опасность. Одно дело, когда вы берете на обороте - сотни заказов по 100-200 рублей. Но это уже не будет малым бизнесом. Поэтому надо смотреть, чтобы заказ сразу приносил достаточно денег для компенсации ваших текущих расходов (транспорт, бумага, время, звонки). Одна поездка в день ради 100 рублей - это смертельно для вашего бизнеса, но если это уже 500-1000, то можно и постараться.

Продолжим исследование. И следующий на очереди - товарный бизнес. Подыскать товар лучше всего в своем городе, если, конечно, у вас нет возможности закупать и хранить его дома. Последнее даст лучшую маржу, первое - упрощенную логистику. Подыскать товар можно либо на местных производствах, либо на оптовых базах. Главное договориться о реализации по оптовой цене. Дальше смотрим цену в среднем по городу на этот товар: ваша должна быть лучше и в то же время гарантировать вам достаточную прибыль, особенно в свете сказанного выше про низкую маржа.

И да, маржа может быть низкой, но товар дорогим. Фактически у малого бизнесмена есть только два варианта - или искать товар/услугу с маржой в 100-200%, или подыскивать достаточно дорогой товар, гарантирующий компенсацию накладных расходов. Приемлемой маржой следует считать не процент, а количественный показатель - я бы считал нормальной цифру от 500 до 2-3тыс.рублей с одной продажи для полумиллионника, как Калининград. Про миллионники ничего сказать не могу - не знаю затрат (не только деньги, но и время) на перемещение внутри города.

Теперь от выбора товара перейдем к организации собственно бизнеса. Для начала нам нужен наш инструмент - т.е. сайт. Большинство уверены, что им нужен наикрутейший движок и полноценный магазин. Однако, это не так. Если продажи будут единичными - т.е. по одной в руки, то вполне достаточно сайта-каталога. Если ассортимент меньше 50 позиций - достаточно каталога. Если в городе слабо развит интернет и большинство все равно будут звонить и оформлять заказы голосом - то для начала пойдет и обычный каталог.

Будет лучше, если вы или ваши близкие что-то понимаете в товаре. Иначе продавать его будет трудно.

Ваш сайт - зеркало ваших трудов. Чем больше он будет отвечать чаяниям пользователей, тем лучше. Подробные описания, хорошие картинки - доставьте покупателям удовольствие от покупки. В последнее время стало популярно снимать видео с товаром. Это вселяет уверенность в реальности магазина. Достигайте совершенства! По крайней мере, встаньте на этот путь. Можно завести твиттер, страницу в фейсбуке и группу в контакте. Сделать ЖЖ и выкладывать новинки, попутно комментируя топперов - вас непременно заметят.

Вот сайт сделан - дальше то, что вы и так умеете. Его продвижение. Непременно в серп. Непременно попробовать на вкус контекст. Подумайте, как аккуратно пропиариться на местном форуме. Или найти бюджет на баннерную рекламу на региональном портале.

Шаг второй - заказы. Не знаю, как в миллионниках, но думаю, что и там люди ориентированы в основном на звонок. Большинство звонят в компанию. Это закон. За все время существования нашего проката только один человек прислал электронную заявку и тот сделал это для теста. Поэтому ищем компанию, предоставляющую городские номера и подключаем себе такой. Трубка, конечно же, всегда с вами. И учимся консультировать и продавать. Это не так уж и сложно, когда звонят тебе, а не ты кому-то.

Следующий шаг - логистика. Несмотря на то, что это крайне важно. При небольшом числе заказов вы научитесь делать логистику сами. Сначала уйдете в минус, что-то потратив неразумно  на дорогу, что-то на компенсации по отказам. Но со временем вы создадите достаточно условий, чтобы не попадать в глупые ситуации. Т.е. закладываем штрафной бюджет на логистику и вперед к доставке товара.

Сразу можно сказать, что без собственного транспортного средства работа с магазинами почти обречена на провал - слишком высоки будут затраты на доставку. У вас не большая компания, заказы не сыпятся валом, поэтому каждая доставка должна приносить минимальные затраты. Еще один вариант избежать проблем с доставкой - работа через почту. Но там свой геморрой. Начиная от задержек с наложенными платежами, кончая возвратами за ваш счет. Про это как-нибудь сделаю отдельный пост.

Теперь посмотрим по затратам. Создание сайта и его продвижение - это вы сами. Так что думаю, что сильно сэкономите. Не советую начинать с тяжелых сайтов без серьезных инвестиций, а небольшой сайт, это дизайн за 100-200 баксов, установка популярного движка своими силами. Продвижение по региональным запросами тоже больших денег стоить не будет, если знаючи.

Остается логистика. Закладываем немного на возможные проблемы и их решение. Остальное - это уже будет чистая прибыль.

Возникает вопрос с организацией юридического лица и его обслуживанием. Мой совет - начинайте без него. Так проще будет свернуться, если что-то пойдет не так. А как же чеки - спросите вы? Думаю, что месяц-два вы сможете проработать и без них. Оформление юрлица и легализацию в таком деле стоит начинать, когда поймете, что есть результат и надо его закрепить. Конечно, вы работая так, нарушаете закон. Но открыть юрлицо или ИП легко, а закрыть - сложно. А ведь можете и несколько месяцев просидеть без заказов.

Когда надо заводить юрлицо или ИП? Смотрим на идущую прибыль и думаем - хватит ли ее на погашение налогов (по ИП - 12тыс./год минимум), на обслуживание бухгалтера (минимум 2-3тыс. в квартал для нулевки). И конечно, нафиг вам нулевое ИП, если вы будете продолжать гнать товар без чеков? При активно работающем вбелую предприятии расходы в разы больше. Я бы сильно так подумал.

Остается последний вопрос насчет офиса. Он потому и последний, потому что для описываемого случая он не нужен. Ваш офис - это ваше транспортное средство и телефон. Все остальное - это деньги на ветер.

Чтобы была конкретика, несколько кейсов.

Один из моих клиентов дропшиппит лекарства. У него есть хорошая скидка у крупного местного поставщика. Заказов пока нет, но есть стабильный рост. Ориентировочный срок выход на окупаемость - 5-6 месяцев, хотя и сейчас магазин приносит грязными 30-40тыс.

Другой клиент открыл магазин бытовой и компьютерной техники. Но сделал все по дорогому - офис, девушки в колл-центре. Поэтому, поигравшись в бизнес два года, продал его. Хотя магазин приносил примерно от 30 до 60тыс. в месяц. Каких-то особых связей у него не было с поставщиками.

Мой знакомый торгует цветами. Заказов немного, но хорошая маржа позволяет без особых нервов получать от 50тыс./мес. Верхний предел он не раскрывает.

Бурнис не так давно запустил магазин игрушек. Звезд с неба не хватают, но есть стабильный рост. И я жду, когда же еще и Ганин запустит что-то свое в Питере.

Какой самый заподлянский минус во всем этом? Хрен бросишь хотя бы на неделю, пока не найдешь адекватную подмену на время. Лучше - сотрудника, но и просто подмена тоже пойдет. А так - забудьте про отпуски и отдых на море. На год минимум.

Вторая подлянка - как и любой бизнес, здесь не бывает все и сразу. Вообще чем дальше, тем медленнее развивается новый бизнес. Чья здесь вина - не очень ясно. Но без серьезных вложений пробиться на рынок даже в отсутствии конкурентов не так уж и легко. Клиент пошел недоверчивый, а информационное пространство сильно зашумленно. И может так статься, что вашим основным конкурентом окажется не ближайший такой же магазин, а невозможность малой кровью пробиться к потребителю - серп может и не давать нужного числа клиентов. Здесь можно сказать только одно: капля точит камень. Когда нет денег - есть время. Вялое продвижение только через серп - по моим оценкам примерно полгода существования впроголодь, пока наработаются лояльные покупатели. Хотя, конечно, ниша нише рознь. Но терпения стоит прикупить.

Какой плюс? Развитие. Вот вам недавняя история. Звонит мне старый клиент и просит сделать магазин по специям. Я выдаю ценник, потом объясняю, что надо сделать и сколько стоит в плане продвижения на рынок. Тетушка впадает в ступор. Спрашиваю причину. Выясняется, что ее конкуренты начали не с оффмагазина, как она, а с интернет. А теперь открыли обычный магазин. И ей захотелось вторгнуться в незнакомую доселе область. Заказа не получилось, но мораль такова - интернет-магазин это только начало. И чем больше растет ваш бизнес, тем больше денег он приносит. Кроме того, это бесценный опыт для других стартапов. И тогда уже вы будете давать другим советы. Думаю, что куда более дельные.

На этом и завершим. Удачного вам дня, а мне завтра к морю. Но, как обычно, по делам.

---------------------------------
Подпишись на обновления в блоге одним кликом! Читать на твиттере! :: Реклама в блоге


13 коммент.:

А про цветочника - если высокая маржа, с какой стати покупают у него товар? Его цена сильно отличается от магазинной или у него есть свои поставщики с большой скидкой?

Спасибо за статью, заставила пересмотреть несколько пунктов в организации своего бизнеса, план которого вынашиваю.

Не все товары будут брать без чеков. Любая вещь теоретически может поломаться, поэтому покупатели требуют чек. Даже с доставленными пиццей или суши может быть что-то не так.

Путин разрешил без чеков.) На самом деле даже отсутствие кассового аппарата не проблема - всегда можно оставлять чек оригинального поставщика. Или квитанцию своего образца. Своя касса - это еще 12тыс. начальных затрат и по 300-400 раз в два-три месяца. Плюс геморрой с книгой и отчетами.

Уже полгода вынашиваю идею о создании сайта магазина мебели, мебель сестренкина, транспорт наемный, да еще морока с замерами и оформлением заказав... пока остановился на идее создания рекламного представительства...
За статью огромное спасибо, в закладки

К первой части, о клиентах. Не платят - прекращай работу. Если ты по контракту, то там стоит указать пункт об обязательной своевременной выплате. А если без контракта, то просто отказывайся от сотрудничества. Как показывает практика, у 9 из 10 заказчиков деньги так и не появляться, лишь потратишь 2-3 месяца работы впустую.

Ледяной человек: у меня другая система. Не московская.) Бывает, что надо подождать.

Путин разрешил работать без чеков обычным магазинам, а не Интернет-магазинам. БСО использовать нельзя, только кассовый аппарат, причем переносной.

К сожалению... нет, к счастью это даже не макушка верхушки реального бизнеса. Даже если обороты мелкие (до 1млн/мес например), то нюансов для качественного участия в рынке очень много. И сайт это лишь папочка в нагруженном портфеле маркетолога. Соглашусь, что наличие онлайн продаж могло бы изменить ситуацию для десятков тысяч компаний, ип и частников в РФ. Но так может повлиять и банальное заведение документооборота вообще (делопроизводство), пунктуальность, отказ от алкоголя. Буквально хоть что ))...

По поводу дропшиппинга... Суть в том, что в эта разновидность бизнеса вообще нас ни в чем не ограничивает. Имея базу иностранных поставщиков дроппшиперов, можно торговать на весь мир, особо не заморачиваясь с налогами и оформлением фирмы. Тот же ebay, где дропшиппинг очень распрастранен. В рунете есть достаточно примеров интернет магазинов, которые торгуют продукцией, которая по факту находится в другой стране, а покупатель, как правило, делает предоплату 100% .

"...Заказов пока нет, но есть стабильный рост."- вот эта фраза всегда вдохновляет начинающих в бизнесе. И почти всегда- она этот бизнес убивает наповал.
Нет заказов, значит ваш бизнес на "минусовой" паузе, ничего более.

Я оговорился. Заказов - мало. Хватает для окупаемости. Но маловато для роста. На старте это нормально. По сути повторяется ситуация годовалой давности, когда три месяца этот же человек нарабатывал аудиторию и потом прорвало с заказами. Теперь он уволился и пробует снова уже сам.

хороший и правильный пост. в особенности там где говорится что конкурентом может быть простая нехватка оборотных средств.

Отправить комментарий

Популярные сообщения

Эту страницу: Twitter Facebook Favorites More