Телефон агентства Баблоруба REMARKA: 8-800-333-06-80 (бесплатно для РФ) / Заказать поисковое продвижение, настройку контекстной рекламы, SMM

среда, 14 мая 2008 г.

Как стать маркетологом? Усталый пост.

Собственно, это история о том, как я стал маркетологом. Станете ли им вы, если пойдете по моим стопам - большой вопрос. Опыт показывает, что мои пути странные и редко подходят другим людям.

По вузовскому образованию я физик-теоретик. Хотя тоже спорно. До меридиана я был радиофизик. Но ни того, ни другого из меня не вышло, хотя аспирантуру я закончил. Защищаться, правда, не стал - остыл я к науке на тот момент.

Работу мне дало хобби - алгоритмика. Именно как кодер я откровенно слабоват - нет у меня желания глубоко вникать в возможности языка без лишней на то необходимости. А вот умение составлять схемы и алгоритмы у меня, видимо, врожденное. Да и мышление, что ни говори, креативное. Поскольку физики-теоретики никому на хрен в далеком 1998 году не были нужны, я пошел работать эникейщиком. Потому что в кодеры меня никто не пригласил. Потом было предложение пойти в ЦНИТ уже программистом, где была такая синекура - что хоть ничего не делай. Там я и выучил основы РНР. Этих основ хватило, чтобы стать ведущим программистом в крупнейшей веб-студии города (если не по качеству, то по количеству работ).

Вот так катилась моя карьера, пока не докатилась до собственной полиграфической фирмы. И быть бы мне полиграфистом, да не сложилось. Продажи не пошли, народ разбежался, пришлось начинать все сначала. А все сначала - это было уже голимое посредничество. И выезжали мы на двух китах: хорошие отношения с подрядчиками и плохое знание рынка клиентами. Однако, долго так продолжаться не могло - а попросту мне надоело просто маржу туда-сюда гонять. Мне захотелось создавать рекламу. Я захотел стать маркетологом.

Что такое маркетинг? Четкого определения нет. Я лично придерживаюсь того мнения, что маркетинг - наука на стыке управления (менеджмента), экономики, психологии и т.д. Если вообще наука. Если почитать измышления теоретиков и практиков от маркетинга - так это религия. Ничего просчитать нельзя, но верить нужно. Не говоря о шаманских танцах с бубном, призыве денежного дождя, умения угадать тенденции и предпочтения.

Так что маркетинг - вещь, построенная во-многом на интуиции того, кто им занимается. Но одной интуиции мало, надо еще и знаний мешок. Вот такая композиция и дает стране угля - т.е. хорошего и грамотного маркетолога.

Не знаю, с чего начинают учить маркетинг в ВУЗах, а я начал с Котлера и Аакера. А закончил О'Гилви. Прочитав измышления этих столпов маркетинга, я начал уже у них находить пересечения и повторения, вроде как гостевые посты. Так что на четвертой или пятой книге я перестал находить новое. Дополнил свое книжное образование я книгой по связям с общественностью. Хорошая книжица - толстенная. Кстати, если учебник тоньше, чем кулак - он бесполезен. Это из опыта. Скорей всего это окажется компиляция, а не учебник.

Первое, что я понял из книг, что они в российских реалиях неприменимы, а частично устарели в целом для мира. Так что взять оттуда можно было только аксиомы (солнце светит, небо голубое, люди хотят есть). Наверно, это и было самое ценное в прочтении примерно трех тысяч страниц мелким шрифтом.

Вот и получается, что читать читал, а применять пришлось свои теории. Тренироваться, как известно, надо на кроликах. В нашем случае это были микробюджеты. Упрощало ситуацию еще и то, что даже до сих пор любая выстроенная канонически рекламная кампания обречена на успех. По крайней мере, в нашем регионе. Да поездив-посмотрев, и в России тоже. Далеко ходить за примерами не надо, возьмите те же яйца МТС. 20 лимонов баксов, смех на всю Россию, но в итоге рост продаж, хотя компанию-разработчика все-таки сменили, как и директора, который ее нанял. Выиграли-то гонку не яйца, а грамотно освоенный бюджет на телерекламу и щиты.

Так что я начал с ниши, которая редко занимается в рекламе - мы стали работать как фирма по обслуживанию и креативным разработкам. В целом, это довольно дорогое удовольствие, поэтому занимаются такими вещами только крупные рекламные компании для не менее крупных компаний. Или небольшие компании и фрилансеры - для средних и мелких компаний - но уже в режиме домашнего доктора. Получить по сути в штат маркетолога за скромные 6 тыс./мес. - желающих попробовать такое удовольствие набралось достаточно, чтобы было интересно работать и не думать о хлебе насущном. Разумеется, это были копейки, но удавалось увеличить их за счет комиссионных у подрядчика, да и от разовых заказов мы не отказывались.

Придумывать рекламные кампании оказалось жутко интересно. Самое забавное, что ни одну из них я не считаю провальной. Все, что мы делали приносило эффект и давало рост продаж, насколько это возможно при бюджете в 15-50 тыс./мес. Хотя в итоге мы растеряли/раздали/отказались всю клиентуру, но скорее по бытовым причинам: поссорились партнеры, заболел учредитель, достигли клиентского максимума - больше просто неоткуда взять покупателей. Ну и как писал старик О'Гилви, усталость от отношений.

Самое забавно, что мы не столько делали рекламу - на это уходили, как правило, только первые один-два месяца: придумать кампанию, фирменный стиль, отснять материал, сверстать макеты и т.д. Куда больше занимало общение с клиентом. Они жаждали нас видеть. Поначалу, пока вникал в суть бизнеса клиента - а без этого я вообще не понимаю, как можно говорить о возможности создания качественной кампании - это было приятно. Потом это стало утомлять. Потом мы просто стали динамить встречи, а потом клиенты стали динамить оплаты. Вот такой фокус - не так важно оказалось делать хорошую рекламу, как иметь "хорошие" отношения с заказчиками. Собственно, отношения остались хорошими, но вот от абонентского обслуживания мы в итоге отказались, как от бесперспективного - работать еще и психологами, чтобы выслушивать гениальные мысли о жизни и рекламе в течение двух часов два раза в неделю, нам расхотелось. Кстати, так одна клиентка и заявила: не буду платить, потому что вы ко мне не ходите. Она считала, что работа, это когда мы сидим перед ней на стуле и за жизнь лялякаем. А все остальное (макеты, статьи, интервью ее клиентов и пр.) - это уже за кадром и ей неинтересно, как достигается и сколько на это времени тратится.

Более того, два года опыта дали нам возможность сделать вывод: микрокампании не приносят денег рекламной фирме. Они толкают вперед заказчика, принося иногда ощутимый эффект, но вот рекламной фирме все это без разницы - постоянно кушать хочется. Так что теперь мы если и поднимаем задницу то ради заказов, которые нам почти ничего не стоят с точки зрения затрат по времени, или которые приносят много денег, или постоянные клиенты. Все остальные идут пешком. Хотя, наверно, мы просто зажрались или клиенты нас испортили. А может я подустал от этого бизнеса в целом.


1 коммент.:

А может быть Вы просто уже достигли максимума в этой профессии и дальнейший рост без революционных идей не возможен.

Отправить комментарий

Популярные сообщения

Эту страницу: Twitter Facebook Favorites More