Вчера выяснилась истинная причина кризиса в Америке. Подорожал бензин (уже до 4.5 баксов), и американцы, не в силах отказаться от топлива для своих железных коней, отказывают себе в оплате кредитов, покупке продуктов и других товаров.
Вдумайтесь. В какой-то момент автомобиль покорил Америку настолько, что она готова принести в жертву что угодно, чтобы сохранить возможность передвигаться на четырех колесах. Это удивительно.
Впрочем, ничего удивительного. С детства в голову малолетнего американца закладывается еще одна степень свободы - свободы передвижения. У них нет паспортов, нет прописки. А карточки страхования и автомобильные права одинаковы для любого штата. Так что, если тебе не нравится в Индиане, сел в свой старенький кадиллак и через несколько часов ты в Луизиане со всем своим скарбом. Страна переселенцев, что тут еще скажешь.
В России не сложилось такого мироощущения. В советское время автомобиль был роскошью и элементом престижа. О, у Василия Петровича машина! Тогда даже не было такого словосочетания "у Пети новая машина" - машина могла быть только одна и на всю жизнь. Отсюда эти бесконечные посиделки домашних мастеров слесарных дел в гаражах: "дорогая, я в гараж". Это был целый пласт нашей жизни, от которого некоторые и по сей день отказаться не в силах.
И сейчас для многих автомобиль - это прежде всего продолжение собственного полового органа. Больше и длиннее. Ярче и мощнее. Стекла тонированные, бампер хромированный. У нас город просто ломится от крайслеров и доджей: вы видели этих крокодилов? Это настоящие трактора на колесах, за рулем такой машины чувствуешь себя словно за рулем КАМАЗа. Внушительно.
Для небольшого кол-ва автомобиль - средство производства. Например, для моего брата автомобиль, как для меня компьютер с интернетом, пользует каждый день в самых неприличных условиях. Начинал он со старенького отцовского сеата (там он убил подвеску), потом отцовского гольфа (расколол коробку передач, которую потом доломала падчерица ездой на первой передаче), потом была ауди 80 (уронил в яму в темноте), ауди 100 (просто продал), пассат (начал сыпаться, продал), мерседес 200 (начал сыпаться, продал). Теперь он за рулем новенькой тойота авенсис - счастлив, как слон, хотя и закабален банком на 7 лет. Машина не сыпется, учитывая, что работает он декларантом (приходится ездить туда, где дорог просто нет), а живет в дачном обществе, где после дождей, только на танке пробраться к его дому.
Я же счастлив, что не поддался соблазну купить автомобиль. Мучаться со старьем, как моя жена - я бы просто не выдержал, а сесть в кредитную кабалу на Х лет, как брат, тоже не вариант для меня. К тому же, по моим ощущениям, я хреновый водитель. С мгновенной реакцией у меня хорошо только в разговорах.
Зато я хороший пассажир. Никогда не лезу с советами, никогда не жалуюсь на тряску или скорость. Ты за рулем, ты и веди. Чего я буду советовать? Меня пробивает на слезу, когда я слышу "ты не заметил, мы чуть не попали в аварию?!". Чуть не считается. А когда попадем, то я не замечу, я буду в ней участником. Ты за рулем, ты и следи, чтобы мы не попали в аварию.
Это миф, что все хотят порулить. Даже, когда денег предостаточно, желание сесть за руль возникает не всегда. Наоборот, сел за руль, потерял время. За рулем нельзя посидеть, подумать, вычислить, просчитать, просмотреть почту на ноутбуке или ответить в аське на коммуникаторе. Знаю трех человек из трех слоев общества, которые могли бы позволить себе автомобиль, просто щелкнув пальцами. У одного более чем приличная зарплата, еще один финансовый консультант регионального уровня, третий владелец небольшой фирмы, которая помогает продавать-покупать недвижимость по всему миру. Первый имеет несколько друзей-таксистов, готовых приехать по первому зову. Второй ходит пешком или вызывает любое такси. Третий имеет достаточно людей с автомобилями, чтобы доставить его в аэропорт и обратно. По городу ему ездить резона нет. Когда я интересовался, почему бы не купить авто, то первый сказал, что тогда придется бросить пить, второй высказал сомнение в своем умении водить, третий посетовал на нехватку свободного времени - у него только телефонов три или четыре и все постоянно на связи.
Я не вожу. Но жалею об этом примерно 1-2 раза в неделю, когда надо куда-нибудь в ебеня или просто уехать ближе к ночи к морю хочется. Тогда это препятствие. Но есть волшебное слово "такси". Покупать же машину ради 2 поездок в неделю считаю нелепой тратой своих средств. Я лучше субноут куплю, мне он пользительнее. Кроме того, я сумел сосредоточить свои дела в диаметре 1 км. Это вполне доступное время, чтобы прогуляться пешком. Кстати, прогулка пешком на автомате по известному маршруту позволяет нагулять много полезных мыслей, которыми я потом делюсь с вами.
Я ничего не имею против автолюбителей. Но на мой взгляд, автомобиль в какой-то момент перестает быть просто железякой. Он, сцуко, врастает в жизнь почище жены с детьми. И отказаться от него становится просто нереально.
Хотя одна польза от автомобиля есть - пить приходится меньше.