Телефон агентства Баблоруба REMARKA: 8-800-333-06-80 (бесплатно для РФ) / Заказать поисковое продвижение, настройку контекстной рекламы, SMM

воскресенье, 10 октября 2010 г.

ВУЗ - как много в этом звуке...

Зашла сегодня в аське речь о высшем обучении. И подумал я, что за 12 лет после окончания ВУЗа я не знаю ни одного человека, который бы применил на практике знания, полученные в высшем учебном заведении или хотя бы активно использовал свой диплом.

Не то, чтобы диплом у меня паршивый - физика таки фундаментальная наука - но даже те, кто пошли именно по этой стезе, в основном совершенствовались не в области полученных знаний, а в узкой специализации, не требующей всех тех знаний, которые фиксировались сессиями. Даже вспоминая свою научную деятельность, она в основном требовала от меня не столько общих теоретических знаний, сколько навыка алгоритмизации и немного от статистической физики, причем в довольно ограниченной области. Да, мой покойный научный руководитель был эрудитом почти во всех областях физики, но виной тому не ВУЗ, а его естественное желание развиваться во всех направлениях, что частично передалось его детям.

На сегодня ВУЗовское обучение не дает никаких знаний для того, чтобы, выйдя из стен университета, выпускник мог начать работать без лишних вопросов. В современном высшем обучении абсолютно отсутствует элемент практической подготовки. Обыкновенно сами студенты ссылаются на отсутствие преподавателей с опытом практической работы. Это действительно так, но на самом деле, с середины 80-х годов сформировался целый контингент чистых теоретиков в вузовских стенах. Преподаватели с прекращением практики применения своих знаний в реальных условиях стали постепенно отрываться от этой самой реальности, замыкаясь на кабинетных исследованиях. Вторая причина - почти полное отсутствие возможности у студентов пройти серьезную практику. В большинстве случаев студенческая практика - это профанация специальности, когда студент занимается "подай-принеси" вместо применения своих знаний на реальном поле деятельности.

Ну и третья причина - теория в современных компаниях не приветствуется. Да, даже популярна такая точка зрения, что опыт намного важнее теоретических знаний. И эмпирическое познание - базовое для специалиста. Такое впечатление, что когда западный бизнес движется в сторону высоких технологий, мы постепенно возвращаемся к натуральному хозяйству, когда ведущим специалистом на предприятии является пенсионного возраста мужик, который знает, что делать и что не делать для достижения результата. Но почему - такой вопрос лучше и не задавать.

Мой диплом пылится где-то в ящике. Я доставал его только один раз в своей жизни. Но моя мать по советской привычке гордится, что оба ее сына закончили ВУЗ. Хотя ни один не работает по специальности и даже минимального базиса, полученного в вышке не использовали в своей работе. Прохождение ВУЗа превратилось за 20 лет в процесс инициации, отделяющих способных от неспособных, делящий общество на два класса - тех, кто получил высшее и тех, кто не смог или не пытался.

Я знал несколько человек, которые сознательно прошли второе образование для себя. Те, кто уже знал, чего им не хватает в работе и шел требовать это от преподавателей. Ведь без теории на определенном этапе деятельности крайне трудно двигаться дальше. Поэтому или сам садишься за учебники, или идешь к наставникам - т.е. в ВУЗ.

Для большинства же ВУЗ - это приятное времяпровождение, разбавляемое сессиями (за удовольствие надо платить). Для мальчиков это еще приятный повод откосить, а для девочек - время осмотреться и выбрать себе будущего мужа. Никто, практически никто не использует полученных знаний, а диплом сразу крепится на стену или забрасывается в дальний ящик письменного стола. Поэтому единственный совет, который я могу дать тем, кто выбирает себе ВУЗ, кому сейчас 16-17 лет - выбирайте тот, в который сможете поступить. Ни разу это не поможет вам в вашей профессии - как ее выборе, так и в дальнейшей работе. Если ваша работа потребует корочки, то вы сможете легко ее получить через заочное. А пока - просто подберите себе ВУЗ, в котором будет не скучно и не слишком сложно.

Разумеется, сказанное не относится к ВУЗам, имеющим распределение. Такие ВУЗы дают сразу готовую работу. Есть и редкие ВУЗы, которые дают достаточный задел знаний, что их выпускники продолжают обучение или переходят на научную работу. Но все это - исключения из правил. А правила сегодня другие: я закончил школу с краеведческим уклоном и двумя часами физики в неделю, проучился пять лет на физика-теоретика и сделал карьеру в области программирования, которому меня никто не учил, и в области предпринимательства, которого вообще не преподают в России. Я знаю и примеры похлеще, когда физик в итоге стал работать психологом, не имея вообще никакого образования в этой области.

Так что, если уж собрались в ВУЗ, забудьте о специальности и подумайте о себе. Так будет полезнее. Поступайте на факультет с наименьшим конкурсом и получайте удовольствие полной чашей от своих студенческих лет.

---------------------------------
Подпишись на обновления в блоге одним кликом! Читать на твиттере! :: Реклама в блоге


17 коммент.:

После того, как единственными разумными доводами преподавателей в диспуте со мной было выставление меня за дверь, я понял, что от ВУЗа взял все (к тому же менеджмент - явно не та специальность, которой стоит учиться у нас).

Это было на 3-ем курсе и я ни разу не пожалел о своем выборе.

"Я знаю и примеры похлеще, когда физик в итоге стал работать психологом, не имея вообще никакого образования в этой области."

А вот это весьма интересный случай. Расскажешь о нем?

По образованию - учитель химии и биологии. В школе не работал ни дня - не хочу детей обманывать. Всю жизнь отработал на инженерных должностях. Диплом нужен был только для личного дела. Вообще, образования как такового у нас нет. Принципы педагогики за 400 лет не изменились, а образовывать что-то стоящее в вузах и школах разучились.

Уже наверное в сотый раз читаю подобную статью.
И каждый раз автор забывает про медицинское образование.

Задайте себе вопрос: пошли бы вы лечиться к врачу, который получил "знания" на практике и не имеет медицинского образования?

Content Provider сотый раз предлагаю показать мне хоть одного нормального врача отучившегося не в ведущих медицинских ВУЗах. Врачи которых я видел в лучшем случае знают как лечить ту или иную болезнь, но не знают почему надо лечить именно так, а не иначе.

Я согласен с МастерХ - Диплом просто должен быть. В мозгах у многих руководителей предприятий - если есть диплом (любой), то ты инженер - и растешь по служебной лестнице, нет диплома - техник - венец твоей карьеры.
У меня доходило до абсурда — работал в строительной организации — проводилась аттестация сотрудников. Я по образованию финансист, но работаю админом и тогда прошел еще курсы по Exchange. Вообщем, написали — у нас работает дипломированный специалист недавно закончивший курсы повышения квалификации. Короче, я стал строителем в доску. :)
А насчет смены специальности. У меня знакомый хирург работает программистом. Ну, не хочет он жить на работе и за 10 штук, как папа Карло, вкалывать в больнице, и возможно если повезет президент повысит зарплату бюджетникам — поэтому переквалифицировался.

Василий: Что врачи - я админов знаю, которые даже не понимают почему в компьютерах введена двоичная система, arp на каком уровне модели OSI, как происходит загрузка ОС. Типовых решений стандартных задач много, а вот понимания сути нет.

КонтентПровайдер: ряд узких специальностей, в т.ч. медицинские - да, вы правы. Но общей глобальной ситуации это не меняет. Да и Олег прав - ныне врачи чем только не занимаются.

А есть люди, которым высшее образование крутое и супер профильное не помогает стать в жизни успешным. Образование вторично, а вот личные установки - это поважней.

Не согласен с автором на счет того, что нужно идти в те ВУЗы, куда поступить легче. Обычно в таких ВУЗах делать нечего, а просто так проучиться 5 лет, чтобы получить корку ВУЗа, о котором мало кто знает, не очень то и хочется. Да и дело даже не в корке, просто в таких учебных заведениях обычно не бывает студенческой жизни, не бывает мероприятий, конкурсов, соревнований и так далее. Я хочу сказать, что чем легче учиться тем и скучнее.
Вариант этот катит только для тех кто хочет откосить от армии и пойти работать, кому все равно на студенческие годы.

Парадокс, а я знаю чела, работает стоматологом, диплом купил, сам выучился по учебникам,где стажировался правда не говорит, кстати пломбы ставит весьма не плохо ;)

> сотый раз предлагаю показать мне хоть одного нормального врача
> отучившегося не в ведущих медицинских ВУЗах

Знаю таких, как вам их показать?
Дело не в ВУЗе, дело в человеке. Стать хорошим специалистом имея базовое образование не ведущего ВУЗа можно, нужно лишь желание.

У нас в городе (не милионник) мед.академия.
Не уверен, что является ведущим вузом, хотя студентов-иностранцев много, потому как образование тупо дешевле, чем в Москве.

А вот на мою просьбу показать например кардиохирурга без медицинского образования никто еще не ответил положительно.

> У меня знакомый хирург работает программистом.
> Ну, не хочет он жить на работе и за 10 штук,
> как папа Карло, вкалывать в больнице

Извините конечно, но видимо хреновый хирург.

Один мой знакомый хирург (тренируемся вместе), ездит на приличной иномарке, купил квартиру и не жалуется на то, что ему денег не хватает. Хотя город у нас не миллионник даже. Работает да, как папа карло, но и зарабатывает больше, чем многие из моих знакомых программистов нашего города.

Еще пример про образование, недавно знакомая преподаватель архитектуры рассказала.

Сплошь и рядом дизайнеры интерьеров "постигшие" тонкости мастерства своим опытом, без архитектурного/строительного образования, сносят несущие стены. Или мода пошла: в панельных домах убирать панель, которая между комнатой и лоджией.

Если это верхние этажи, ничего страшного может и не произойти, там нагрузка не большая, а если нижние...

Проблема нашего образования не в том, что преподаватели дают что-то не то или не нужное.

Проблема нашего образования в том, что в ВУЗы идут 17-18 летние подростки не имеющие никакого опыта в той специальности, которой хотят учиться, поэтому они часто не могут оценить какие знания точно понадобятся, а какие нет, что им требовать с преподавателя, чтобы объяснил глубже/шире/дальше и т.п.

Я сейчас получаю второе высшее и я четко знаю, что мне надо и я трясу преподов как грушу если мне что-то не понятно или что-то надо. Я плачу за свое _образование_ деньги и имею на это право, а так же хочу получить действительно знания, а не просто купить диплом в рассрочку, как это делают многие нынешние студенты.

Учусь на 3 курсе, на кодера в тех универе.
Проводил соц опрос.
Итог - 85% учащихся, не только не знают зачем поступили на ту или иную специальность, но и не представляют чем будут заниматься по окончанию

Так о высшем образовании рассуждают люди недалекие, странно от тебя такое слышать.

Во первых, главное что дает ВУЗ - умение думать башкой, разбираться в задачах. Второе, то что ты не пошел работать по специальности - сугубо твой выбор. В бюджетных организациях устроиться по специальности - не вопрос. Тот же Росавиакосмос, сам в нем практику проходил (честно говоря, пошел в основном ради отсрочки от армии). Некоторые мои одногруппники устроились на завод, что-то там моделируют на компах, зп через год после устройства уже была 25 тыр. Менеджеру по продажам, куда некоторые после вуза идут от небольшого ума, стабильная зп такого размера очень немногим светит. Это все озвучено по специальности...

Перед устройством в ВУЗ надо думать, как ты дальше на жизнь зарабатывать будешь. Если в бизнес пойдешь - экономическое не помешает или техническое - там башку прокачают. Если уклон в IT - мат-мех с соответствующим факультетом. Думаешь, что не научат там тебя кодить на PHP или дотнете? Зря думаешь, помимо вузовских преподов, есть приходящие - т.н. спецкурсы (вполне себе бесплатные), выбор нехеровый на самом деле.

Я отучился на мат-мехе 8 лет назад, тогда инет только зарождался. Программингу на С++, Паскале, Foxpro меня научили в вузе, дополнительно спецкурсами набрал дельфи, access. Тогда это помогло мне заработать первую денежку. Курсов по веб-программингу тогда еще не было, потому что это было в бородатых годах. Но PHP - это тот же Си, я на лету его освоил. Таким макаром, первые несколько лет после вуза, я зарабатывал с вузовским багажом знаний. А ты говоришь, неприменимо...

Хотел бы я посмотреть на програмера без вузовского образования, который забацает на клиентском сайте калькулятор для укладки художественного паркета, к примеру. Я общался с такими имбицилами, их за ручку надо водить и все разъяснять.

Через пару лет после выпуска я подрос до того, чтобы открыть свой бизнес. Сейчас доход совсем другого уровня, но в этом мне немало помог вуз.

Отправить комментарий

Популярные сообщения

Эту страницу: Twitter Facebook Favorites More