Сегодня звонил той клиентке, два разговора с которой выкладывал в блоге ранее - тетушка, которая хотела откат. Клиент в итоге спрыгнул. По причине - вот тут барабанная дробь - конкурент предложил цену в 4(!) раза ниже. Я так прикинул - с такой суммы откатывать нечего, поэтому просто откинули заказ тем, кто готов сделать что-то вроде домашней странички и, конечно, без продвижения.
На самом деле, тетушка раза четыре в разговоре проговорила настоящую причину отказа - я был недостаточно настойчив в своем желании заключить контракт. Так и есть: навязчивость самой тетушки, нелюбовь к работе с госучреждениями, вязкая работа с юристом - так что сам и виноват, что контракт не состоялся. Хотя, кто знает, может через год помучавшись с говном, сами обратятся вновь.
Но к манипуляциям. Илья Кочнев запулил сабж статью, где живописал свой опыт управления людьми. И даже передал в конце пожелание мне написать об этом. А я в последнее время не могу отказать, если меня просят о чем-то написать. Однако, поговорить мне хочется не столько об опыте, сколько о механике манипуляций.
Манипуляция совершается с какой-то целью. Бессмысленных манипуляций не бывает. Кто-то скажет, что "бывает, посмотрите хотя бы на женщин" и будет не прав. То, что кажется нам абсурдным часто требование обратить на себя внимание - очень простенькая и чаще всего неграмотная манипуляция.
Другое заблуждение, что манипуляция обязательно преследует своей целью совершение определенного действия. Это прошлый век, господа. Основная цель современных манипуляций - это создание определенного настроения, лояльности, изменения сознания. Например, хотим мы добиться любви от девушки - мы оказываем ей внимание, и чем грамотнее мы это делаем, тем глубже и дольше чувства. Ведь не ради же одного перепиха вы стараетесь. Как минимум, ради двух. И конечная цель - набор определенных чувств, а не просто укладка в постель.
Но так уж устроена жизнь и сознание, что прямые манипуляции мы видим, а сложные и направленные на сознание - как правило, нет. Вот вам примитивные примеры.
- Милый, вынеси мусор!
- Не хочу.
- Ну, лапусик, ты же хочешь, чтобы твоя кошечка сделала тебе минетик?
- Уже бегу!
Разумеется, все не так по контексту и растянутее по времени, но схематика одна и та же. И сравним.
- (шепот тещи на кухне) Твой такая свинья, даже мусор не вынесет.
- Да, но я его люблю таким, какой он есть. А мусор - это просто мусор. Могу и сама вынести, не надорвусь.
...
- Милая, я на улицу машину проверить, давай пакет с мусором, заодно вынесу.
Хотя, скорее всего, вынесет мешок с мусором тайно, чтобы представлять, как милая и дорогая будет рада, когда соберется это сделать сама.
Т.е. мотаем себе на ус главное - не так важно добиться результата, как создать условия, при которых искомая цель будет достигнута органически и без принуждения.
Однако, даже знание этой простой техники не особо некоторым помогает. В большинстве случаев это происходит от того, что человек плохо понимает, что он делает - да-да, почти все, кто думает, что манипулирует людьми, на самом деле плохо понимают, как и почему это получается. Просто их обычная рефлексия трансформируется в набор действий, часть из которых входит в состав манипулятивных техник. Когда ребенок валится на пол и начинает дергать ногами, он тоже думает, что управляет родителями, так как каждый раз это приводит к покупке игрушки. На деле же родители просто хотят прекратить истерику, а моральных сил просто дать по жопе и полчаса потерпеть крики и слезы - у них нет. Если бы этот ребенок сел и подумал, в каком случае он получает по жопе, а в каком - игрушку, то он бы действовал более обдуманно и результативно.
Конечно, вы жаждете примеров. Я люблю наблюдать за Андреем Троем Мухачевым. Это превосходный образец манипуляции большими массивами на основе наития. Можно дробить статьи, интервью и прямую речь Андрея на шинглы, а потом анализировать каждый в отдельности, но результат заметен и невооруженным глазом - Андрей умеет быть очень милым. После каждой его статьи так и хочется сказать "ну какой же он пусечка! ну какой же он откровенный!". Наверно, из всех блоггеров, которых я знаю, только у него такая верная женская публика. Не потому что он так стремится, просто это его выпестованный за годы образ, который наиболее точно бьет в женскую публику. У мужской реакция другая: "Такой не может обмануть!" Это вполне объясняет успехи Андрея на ниве такой доверительной ниши, как продвижение сайтов. При всем этом я уверен, что сам Андрей не продумывает каждый свой шаг - он живет в своем мире, который щедро благодарит его за его поведение. А за прошедшее время у Андрея уже нет сомнений, что в определенных условиях он начинает управлять реальностью. Остается только эти условия создавать и вовремя в них встраиваться.
А вот антипример, другой не менее мной любимый уфимский блоггер - БП. Сколько я его знаю, столько он пытается сесть сразу на два стула: быть и умным, и милым. В блоге он серьезен и умен, в твиттере мил и услужлив. Но два этих образа настолько противоречат друг другу, что блоггерская карьера БП практически остановилась. Т.е. проект есть, но живет он в формате "пишу для себя". Остановись Алексей хотя бы на мгновение, он бы понял, что иногда, чтобы быть в глазах публики умным, надо побыть какое-то время глупым и беззаботным. К сожалению, рефлексивные манипуляции чаще всего обречены на провал - слишком узок диапазон условий, в которых они работают.
Чтобы уже до конца завершить тему рефлексивных манипуляций, вспомним распространенную тему встраивания на любой форум. Сначала к новичку относятся настороженно, но со временем появляются сторонники и враги, а также адепты. В какой-то момент созданное впечатление достигнет такого уровня, что можно будет безболезненно запостить откровенную джинсу - то, чего новичку будет стоить отрицательной репутации и завершения карьеры на форуме.
Перейдем к простой механике манипуляции. Я о них несколько раз писал, но повтор в данном случае лишним не будет, тем более, что есть некоторые уточнения.
Любая манипуляция должна накладываться на чистый кусок сознания. Или хотя бы зачищенный или обнаженный. Классические семейные ссоры - это обнажение сознания, чтобы записать на него определенные команды или настроение. Но чаще всего стирать ничего не надо - в голове у каждого непаханное поле мест, куда можно встроить все, что нужно. Именно такой подход сейчас доминирует в рекламе. Человек уже неосозанно сопротивляется прямой рекламе, поэтому проще и правильнее занять определенный кусок его сознания своими образами, чтобы все последующие компании были вынуждены бороться за второе место. Кока-кола - настоящая кола, реальная вещь. Пепси - сладкая кола, кола для молодых. Джиллет - лучше для мужчины нет. И так далее.
Собственно, ничего не мешает дополнить этот ряд: Вася - надежный друг. Или Вася - умело делает куннилингус. Смотря чего Васе хочется. Если надежный друг - уже занято, то Вася легко может занять место жилетки для слез. Или секса, когда хочется просто секса. Все что надо Васе, это быть настоящим мачо или альфонсом, чтобы получать секс. Или быть всегда готовым принять звонок, когда нужно выплакаться. Вот только жилетку не трахают, а мачо ничего не узнает о внутреннем мире. Но так зачем быть всем и сразу? Создавайте условия и живите в них.
Ничуть не устарела и техника плохой-хороший. Когда человек хочет получить новую услугу или ощущения, то ему не хватает объектов для сравнения, чтобы создать свою шкалу оценки. Как можно говорить, что твоя девочка хороша, если ты не перемацал еще с десяток? Вам говорят - мало опыта? К черту опыт. Все намного проще. Если человек, есть желание получить нечто. Создаем ситуацию при которой он будет вынужден выбрать лучшее из двух. Например, чтобы скосить мальчика берем с собой страшную подругу. А еще лучше не только страшную, но и страшно тупую. Еще и полную пуританку. Хотя это грубо. А тонко - притащить свою копию и выиграть на нюансах. Он же никогда не догадается, что вы с ней договорились заранее.
Говорите о врагах хорошо. Все говорят о своих врагах плохо и поэтому сливаются в одну линию. А тот, хвалит врага - выглядит отлично: отлично от других и просто отлично. Но если все говорят о врагах хорошо, говорите о них с иронией. Если все начали говорить хорошо, но с иронией - пора начинать говорить плохо, хотя вряд ли до этого дойдет.
Если вы хотите что-то получить человека, создайте ему условия, в которых он легко отдаст это. Кто-то проще расстается с искомым в расслабленной обстановке, а к кому-то надо применять пытки - следует начать с неудобного стула. Вспомните деревянные стулья в суши-барах. На них долго не посидишь.
Хотите манипулировать человеком - изучайте его. Чем больше вы знаете о его слабостях, тем вы сильнее. Кого-то достаточно почесать за ушком, а на кого-то надо всего один раз прикрикнуть. Главное, чтобы в его сознании вы были именно тем, кто должен почесать или прикрикнуть. Если место занято - ищите другой способ воздействия, чтобы потом никто не говорил - он чешет за ушком, но как-то не так.
Хотите манипулировать группой людей - изучайте статистику. Если трое из пяти пьют водку, то четвертый обязательно ее попробует, а пятый хотя бы понюхает. Если водку пьет только один, то скорее всего ему придется перейти на пиво, которые выбрали остальные. Толпа управляется по принципу - "не хочу отбиваться от коллектива" и "управление всеми сразу не нужно". Управляйте большинством - оставшиеся или отпадут, или подпадут под влияние, или просто предпочтут не возбухать.
И, главное, не думайте, что вы манипулируете. Как только вы так подумали - это означает, что кому-то выгодно было внушить вам эту мысль. С детства мы слышим, что человек - сам кузнец своего счастья. Или несчастий. Нам постоянно говорят, что мы - самостоятельны в своих решениях. Однако, все это бесстыдное вранье. Мы живем в мире, где правят компромиссы. И управлять другими, по-настоящему самостоятельному, человеку не надо, если это не семья и не должность. Все и так будет идти своим чередом. А раз вы задумались о манипуляции - что-то у вас не так, что-то не получается. И для начала надо подумать, не стоит ли исправить что-то в себе, а только потом лезть в душу другому.
На этой позитивной ноте, пожалуй, стоит и закончить. Или продолжить. Но уже в комментариях.
---------------------------------
Подпишись на обновления в блоге одним кликом! Читать на твиттере! :: Реклама в блоге
Телефон агентства Баблоруба REMARKA: 8-800-333-06-80 (бесплатно для РФ) / Заказать поисковое продвижение, настройку контекстной рекламы, SMM
пятница, 8 октября 2010 г.
Про манипуляции людьми
15:38
Комментариев: 9
Твитнуть
Популярные сообщения
-
Два канала для тех, кто интересуется моей профессиональной и не только деятельностью. Заметки о маркетинге для чайников: https://t.me/market...
-
В начале года у меня был эксперимент: можно ли ссылочным агрегатором вывести быстро сайт в топ. Оказалось, что можно, но выводится сайт тол...
-
Решил объединить вопросы за два месяца в один, ибо в целом их получилось немного. Видимо, погода влияет. Вопрос по СЕО. Клиент торгует товар...
-
Сентябрь начался сложно. Прихватила почечная колика. Никогда не думал, что может быть так больно. Но ничего, боль купировали. Оказалось, чт...
-
Сейчас в ютубе проходит онлайн-конференция Baltic Digital Days. Это доклады, которые были в офлайне. Но есть и бонусные, которых не было. Пр...
-
И снова собираю ваши вопросы на любые темы. Оставляете их в комментариях, а я в следующем посте на них отвечаю. Предыдущее роадшоу в октябре...
-
Привет, как считаешь- пипец уже нашей экономике и благосостоянию граждан?) Куда податься, где найти бабло ру-сеошнику? Клиенты отваливаютс...
-
Сначала поделюсь с вами небольшой радостью. У меня в прошлом году кончился контракт с АСТ на права на печатную версию "Исповеди задрота...
-
В Чёрную пятницу друзья из @netpeaksoftware объявили две грандиозные новости: скидка 60% и предпродажа нового SEO-продукта Owlymate ! 🤩 ...
-
Открыта ранняя регистрация на 32-й поток моего курса по SEO: https://seohowto.ru/ * * * Как правильно переходить на бурж? Кого почитать, по...
9 коммент.:
Уметь манипулировать - нужное качество. Невозможно создать ни сообщество посетителей блога, ни какую-нибудь мало-мальскую организацию без умения манипулировать людьми. Просто люди относятся негативно к термину "манипуляция", отсюдя и все комплексы неполноценности.
"блоггерская карьера БП практически остановилась"
Я ее никогда и не делал - есть и такая карьера? ;) Просто сейчас блоггинг как таковой мне не интересен, вот и не пишу.
>Например, хотим мы добиться любви от девушки - мы оказываем ей внимание, и чем грамотнее мы это делаем, тем глубже и дольше чувства.
Ерунда. Чем больше девушку мы меньше, тем больше меньше она вам ))
Манипуляция людьми это не вынести мусор или трахнуть телку. Манипуляция людьми по сути выглядеть для людей положительным героем, за которого люди могут пойти на эшафот, хотя, кто такой этот герой никто не знает, кроме самого героя. Манипуляция людьми, это когда люди готовы вынести тебя на руках, на плечах, встать на баррикады. Это вера. Все остальное ерунда, детские игрушки.
По факту под манипуляцию можно подписать вообще любое взаимодействие с другими людьми.
Например "А я в последнее время не могу отказать, если меня просят о чем-то написать." Тебя попросили, ты написал. манипуляция.
Ты написал, мы комментируем. Манипуляция
Мы комментируем, ты читаешь и думаешь. Манипуляция.
Думаю любая манипуляция это в первую очередь дерганье за какие-нибудь ниточки. Управление человечеством строится на страхе, сексе и понтах, стремлении к информации, стремлении к так называемой духовности.
Поэтому чтобы манипулировать нужно дергать за эти ниточки, а чтобы не поддаваться на чужие манипуляции управлять собой самому.
Ведь обычно человеку просто лень. Лень потреблять и анализировать информацию, и он просто глотает то что уже пережевано другими, так же не анализируя что он глотает. (Прекрасный пример это СМИ, огромное количество людей имеют сформированные стереотипы чего-либо на основе СМИ, хотя могли бы сформировать мнение на основе самостоятельного анализа информации имеющей резонанс в их сознании.)
На самом деле сама по себе манипуляция это не так уж и страшно, просто более умный управляет более глупым. Матери тоже манипулируют детьми, чтобы воспитать в них некие качества. И если бы не существовало манипуляций, то мы бы до сих пор были бы в каменном веке. На манипуляциях построено само общество. А если человек хочет быть от них свободен, он просто должен взять самого себя под свой контроль.
"манипуляциям. Игорь Кочнев запулил" - товарища Илья зовут ... :)
Эх... И все меня норовят назвать Игорём. Ну вот за что такая несправедливость :)
Сорри, поправил.)
весь пост можно было уложить в два слова "эриксоновский гипноз"
практичные и циничные американы уже по сто раз это обсосали со всех сторон, а мы все велосипеды изобретаем.
для начала хватит одной книги (маленькая, страничек 120 всего) - "А вы пробовали гипноз" Сергея Горина.
Народ, манипулируют все - просто есть лидеры.
Манипуляция - это достижение свои собственных целей. А есть взаимодействие - учитываются интересы обоих партнеров.
Хотя... если смотреть ну совсем пристрастно - вопрос: "Сколько время?" можно отнести к манипуляциям.
Ну, что сразу в НЛП, эрихсоновский гипноз ударились - любой гипноз через 2-3 месяца развеется сам. Иначе мы бы благодаря рекламе были бы зомби, которые покупают то, что показывает голубой экран.
Манипуляции тоньше и эффективней.
И в самом НЛП манипуляций нет, НЛП - это инструмент, как лопата - можно яму вырыть, а можно и человека убить. Но манипуляторы им пользуются.
Лично я обращусь не к НЛП, а к гештальту. Там есть понятия "собака сверху", та которая бьёт, и "собака снизу" - та, которую бьют - выигрывает всегда как ни странно "собака снизу". Жалость, сочувствие - всё это элементы манипуляции. На своём опыте могу сказать - все самые сильные манипуляции со мной совершались с милой улыбкой на лице.
Отправить комментарий