Зашла сегодня в аське речь о высшем обучении. И подумал я, что за 12 лет после окончания ВУЗа я не знаю ни одного человека, который бы применил на практике знания, полученные в высшем учебном заведении или хотя бы активно использовал свой диплом.
Не то, чтобы диплом у меня паршивый - физика таки фундаментальная наука - но даже те, кто пошли именно по этой стезе, в основном совершенствовались не в области полученных знаний, а в узкой специализации, не требующей всех тех знаний, которые фиксировались сессиями. Даже вспоминая свою научную деятельность, она в основном требовала от меня не столько общих теоретических знаний, сколько навыка алгоритмизации и немного от статистической физики, причем в довольно ограниченной области. Да, мой покойный научный руководитель был эрудитом почти во всех областях физики, но виной тому не ВУЗ, а его естественное желание развиваться во всех направлениях, что частично передалось его детям.
На сегодня ВУЗовское обучение не дает никаких знаний для того, чтобы, выйдя из стен университета, выпускник мог начать работать без лишних вопросов. В современном высшем обучении абсолютно отсутствует элемент практической подготовки. Обыкновенно сами студенты ссылаются на отсутствие преподавателей с опытом практической работы. Это действительно так, но на самом деле, с середины 80-х годов сформировался целый контингент чистых теоретиков в вузовских стенах. Преподаватели с прекращением практики применения своих знаний в реальных условиях стали постепенно отрываться от этой самой реальности, замыкаясь на кабинетных исследованиях. Вторая причина - почти полное отсутствие возможности у студентов пройти серьезную практику. В большинстве случаев студенческая практика - это профанация специальности, когда студент занимается "подай-принеси" вместо применения своих знаний на реальном поле деятельности.
Ну и третья причина - теория в современных компаниях не приветствуется. Да, даже популярна такая точка зрения, что опыт намного важнее теоретических знаний. И эмпирическое познание - базовое для специалиста. Такое впечатление, что когда западный бизнес движется в сторону высоких технологий, мы постепенно возвращаемся к натуральному хозяйству, когда ведущим специалистом на предприятии является пенсионного возраста мужик, который знает, что делать и что не делать для достижения результата. Но почему - такой вопрос лучше и не задавать.
Мой диплом пылится где-то в ящике. Я доставал его только один раз в своей жизни. Но моя мать по советской привычке гордится, что оба ее сына закончили ВУЗ. Хотя ни один не работает по специальности и даже минимального базиса, полученного в вышке не использовали в своей работе. Прохождение ВУЗа превратилось за 20 лет в процесс инициации, отделяющих способных от неспособных, делящий общество на два класса - тех, кто получил высшее и тех, кто не смог или не пытался.
Я знал несколько человек, которые сознательно прошли второе образование для себя. Те, кто уже знал, чего им не хватает в работе и шел требовать это от преподавателей. Ведь без теории на определенном этапе деятельности крайне трудно двигаться дальше. Поэтому или сам садишься за учебники, или идешь к наставникам - т.е. в ВУЗ.
Для большинства же ВУЗ - это приятное времяпровождение, разбавляемое сессиями (за удовольствие надо платить). Для мальчиков это еще приятный повод откосить, а для девочек - время осмотреться и выбрать себе будущего мужа. Никто, практически никто не использует полученных знаний, а диплом сразу крепится на стену или забрасывается в дальний ящик письменного стола. Поэтому единственный совет, который я могу дать тем, кто выбирает себе ВУЗ, кому сейчас 16-17 лет - выбирайте тот, в который сможете поступить. Ни разу это не поможет вам в вашей профессии - как ее выборе, так и в дальнейшей работе. Если ваша работа потребует корочки, то вы сможете легко ее получить через заочное. А пока - просто подберите себе ВУЗ, в котором будет не скучно и не слишком сложно.
Разумеется, сказанное не относится к ВУЗам, имеющим распределение. Такие ВУЗы дают сразу готовую работу. Есть и редкие ВУЗы, которые дают достаточный задел знаний, что их выпускники продолжают обучение или переходят на научную работу. Но все это - исключения из правил. А правила сегодня другие: я закончил школу с краеведческим уклоном и двумя часами физики в неделю, проучился пять лет на физика-теоретика и сделал карьеру в области программирования, которому меня никто не учил, и в области предпринимательства, которого вообще не преподают в России. Я знаю и примеры похлеще, когда физик в итоге стал работать психологом, не имея вообще никакого образования в этой области.
Так что, если уж собрались в ВУЗ, забудьте о специальности и подумайте о себе. Так будет полезнее. Поступайте на факультет с наименьшим конкурсом и получайте удовольствие полной чашей от своих студенческих лет.
---------------------------------
Подпишись на обновления в блоге одним кликом! Читать на твиттере! :: Реклама в блоге
Не то, чтобы диплом у меня паршивый - физика таки фундаментальная наука - но даже те, кто пошли именно по этой стезе, в основном совершенствовались не в области полученных знаний, а в узкой специализации, не требующей всех тех знаний, которые фиксировались сессиями. Даже вспоминая свою научную деятельность, она в основном требовала от меня не столько общих теоретических знаний, сколько навыка алгоритмизации и немного от статистической физики, причем в довольно ограниченной области. Да, мой покойный научный руководитель был эрудитом почти во всех областях физики, но виной тому не ВУЗ, а его естественное желание развиваться во всех направлениях, что частично передалось его детям.
На сегодня ВУЗовское обучение не дает никаких знаний для того, чтобы, выйдя из стен университета, выпускник мог начать работать без лишних вопросов. В современном высшем обучении абсолютно отсутствует элемент практической подготовки. Обыкновенно сами студенты ссылаются на отсутствие преподавателей с опытом практической работы. Это действительно так, но на самом деле, с середины 80-х годов сформировался целый контингент чистых теоретиков в вузовских стенах. Преподаватели с прекращением практики применения своих знаний в реальных условиях стали постепенно отрываться от этой самой реальности, замыкаясь на кабинетных исследованиях. Вторая причина - почти полное отсутствие возможности у студентов пройти серьезную практику. В большинстве случаев студенческая практика - это профанация специальности, когда студент занимается "подай-принеси" вместо применения своих знаний на реальном поле деятельности.
Ну и третья причина - теория в современных компаниях не приветствуется. Да, даже популярна такая точка зрения, что опыт намного важнее теоретических знаний. И эмпирическое познание - базовое для специалиста. Такое впечатление, что когда западный бизнес движется в сторону высоких технологий, мы постепенно возвращаемся к натуральному хозяйству, когда ведущим специалистом на предприятии является пенсионного возраста мужик, который знает, что делать и что не делать для достижения результата. Но почему - такой вопрос лучше и не задавать.
Мой диплом пылится где-то в ящике. Я доставал его только один раз в своей жизни. Но моя мать по советской привычке гордится, что оба ее сына закончили ВУЗ. Хотя ни один не работает по специальности и даже минимального базиса, полученного в вышке не использовали в своей работе. Прохождение ВУЗа превратилось за 20 лет в процесс инициации, отделяющих способных от неспособных, делящий общество на два класса - тех, кто получил высшее и тех, кто не смог или не пытался.
Я знал несколько человек, которые сознательно прошли второе образование для себя. Те, кто уже знал, чего им не хватает в работе и шел требовать это от преподавателей. Ведь без теории на определенном этапе деятельности крайне трудно двигаться дальше. Поэтому или сам садишься за учебники, или идешь к наставникам - т.е. в ВУЗ.
Для большинства же ВУЗ - это приятное времяпровождение, разбавляемое сессиями (за удовольствие надо платить). Для мальчиков это еще приятный повод откосить, а для девочек - время осмотреться и выбрать себе будущего мужа. Никто, практически никто не использует полученных знаний, а диплом сразу крепится на стену или забрасывается в дальний ящик письменного стола. Поэтому единственный совет, который я могу дать тем, кто выбирает себе ВУЗ, кому сейчас 16-17 лет - выбирайте тот, в который сможете поступить. Ни разу это не поможет вам в вашей профессии - как ее выборе, так и в дальнейшей работе. Если ваша работа потребует корочки, то вы сможете легко ее получить через заочное. А пока - просто подберите себе ВУЗ, в котором будет не скучно и не слишком сложно.
Разумеется, сказанное не относится к ВУЗам, имеющим распределение. Такие ВУЗы дают сразу готовую работу. Есть и редкие ВУЗы, которые дают достаточный задел знаний, что их выпускники продолжают обучение или переходят на научную работу. Но все это - исключения из правил. А правила сегодня другие: я закончил школу с краеведческим уклоном и двумя часами физики в неделю, проучился пять лет на физика-теоретика и сделал карьеру в области программирования, которому меня никто не учил, и в области предпринимательства, которого вообще не преподают в России. Я знаю и примеры похлеще, когда физик в итоге стал работать психологом, не имея вообще никакого образования в этой области.
Так что, если уж собрались в ВУЗ, забудьте о специальности и подумайте о себе. Так будет полезнее. Поступайте на факультет с наименьшим конкурсом и получайте удовольствие полной чашей от своих студенческих лет.
---------------------------------
Подпишись на обновления в блоге одним кликом! Читать на твиттере! :: Реклама в блоге