Телефон агентства Баблоруба REMARKA: 8-800-333-06-80 (бесплатно для РФ) / Заказать поисковое продвижение, настройку контекстной рекламы, SMM

среда, 21 сентября 2011 г.

Маркетинг мозга

В последнее время стали все чаще в глаза бросаться люди, больные маркетингом мозга. Это люди с воспаленными глазами, слегка подающиеся вперед, едва заслышав термины вроде ROI, AIDA, реверсивно, креативно. Они заполняют собой семинары Манна и Гандапаса, скупают тоннами малопонятную обывателю литературу и носят айпады наголо даже туда, где ими не воспользоваться никак.

Когда я начинал бизнес, про маркетинг никто ничего не знал. Почти все делалось по наитию, а единственной книгой, где было слово "маркетинг" был учебник Котлера - книга действительно стоящая. Впрочем, Манн был уже тогда играющим тренером. Но настоящий расцвет маркетеров, как они любят себя называть пришелся на последние годы. Раньше-то на российской земле было легко делать любой бизнес: что не кинь в землю, все прорастало. И погибало тоже, но не потому, что бизнес плохой, а коньюктура была недружественная - начать легко, удержать трудно.

Сегодня все поменялось. Рынок стабилизировался, правила устоялись. Теперь удержать легче, а вот начать все сложнее. Теперь, если идея, то должна быть креативной. Если удержание, то по теории. Пусть давно устаревшей, но кто ж в лапотной России об этом знает!

Быть маркетологом стало престижно. Ведь маркетолог - это не менеджер. Менеджеров много, а маркетологов, мерчендайзеров, промоутеров, креативных директоров, арт-директоров мало. Фигня, что все они делают то же самое, что делал до них менеджер Вася, а по сути просто пилят рекламный бюджет, зато маркетологи. В рекламных агентствах таких специалистов называют маркетолухами. А как еще назвать человека, если он сам не понимает зачем покупает ту или иную услугу. Просто так надо. До него покупали, и он будет покупать.

Один из моих клиентов держал при себе маркетолога, девочку умненькую и с горящими глазами. Но заставлял ее делать листовки и бегать по рекламщикам. Не понимал он ее высоких порывов. Не проникался сочувствием к ее тяжелой болезни - маркетингу мозга в терминальной стадии. Девочка в итоге уволилась.

Большая часть маркетологов успешно пилит корпоративное бабло. Кто-то с пользой для предприятия, кто-то с пользой для кармана. У меня историй распила - вагон с тележкой, вплоть до семейного подряда, когда жена рулила рекламным агентством, а муж сливал ей все заказы крупного предприятия, где был маркетологом. Стоит ли говорить, что у этого рекламного агентства был всего один клиент.

Но вот людям с маркетингом мозга неймется. Просто пилить им скучно, а иногда и противно. Они готовы бороться за идею. Вот и задумываешься, что хуже для компании - вор или идейный дурак? Вор хотя бы часть бюджета пускает на дело, потому что боится потерять кормушку, а идейный дурак легко спустит все на какую-нибудь фигню и дождешься от него если только взгляда обосравшейся собачки.

Чересчур идейны люди всегда меня пугают. Помню, как налетела на меня с кулаками сектантка в поезде, когда я проявил не встречавшееся ей до того хорошее знание библии и выставил ее малознающей упертой дурой. Хотя вроде и не выставлял - сама напоролась. Ровно также нельзя усомниться в принципах, которые исповедуют люди с маркетингом мозга. Впечатлительные и легкоубеждаемые, они вдруг становятся упертыми и истеричными, стоит лишь слегка пошатнуть их установки.

Я с трудом понимаю директоров, которые не только их нанимают, но еще и денег выделяют на сектантскую литературу по маркетингу и бесчисленные семинары. Они же ничему не учатся. Простые банальные вещи почему-то не помещаются в их головы, уступая заученным фразам с семинаров и книжек. Когда с ними начинаешь дискутировать, то ощущение, что говоришь с высокомерным попугаем. Важным, уверенным в своей правоте, но все равно попугаем.

Я, конечно, горой за необходимость маркетинга в жизни и развитии любого предприятия, но в большинстве случаев парадигму можно свести к "делай свой продукт хорошо, говори о нем хорошо и люди будут покупать его и говорить о нем". Для этого ни мне, ни кому-либо еще не надо проходить два десятка семинаров. И не припомню ни одного профессионального маркетолога, который создал компанию мирового уровня, если это не маркетинговое агентство, хотя, конечно Лео Барнет и ОГилви в любом случае заслуживают уважения.


12 коммент.:

Да маркетологи вообще охуевший народ. Я сотрудничал недолго с одной маркетинговой школой, потом мне надоели тамошние молодые и горячие ребята, которые радостно думали, что их пустят куда-то воплощать их креативные идеи, без того, чтобы их старшие коллеги попинали годика три и сунули носом в откаты, слив тендеров, когда четыре фирмочки просят поучавствовать, а получит госконтора, ребрендинг на пустом месте, и прочие прелести жизни.

Лично, своими ушами слышал дичайший развод, не скажу, кто и откуда, но сделали так: разлили напиток по двум категориям бутылок, только одна бутылка покрасивше и позиционировалась, как категория напитка премиум, соответственно - дороже. Себестоимость обеих видов одинаковая, но бутылок покрасивше продали в 6 раз больше.

Вообще, каждого маркетолога без диплома психолога и справки из психдиспансера надо выпороть.

Это не дичайший. Это обычный. А вот когда заключается договор по рекламе на сумму Х, а потом маркетолог начинает строить дом и открывает свою фирму, то почему-то руководство не задается вопросами - схуяли? Думают, наверно, что у них настолько успешная компания, что маркетологи могут дом построить за год.

А вот в части реализации своих навыков почти все встреченные мной маркетологи были или слабоваты, или фантазерами. Исключение - несколько серьезных дядек или тетек. Но таких единицы. И слово маркетолог они воспринимают сегодня больше как оскорбление.

Некстати напомнил про Манна. Он к нам приезжает на семинар скоро. Я так хотел попасть, но, сцуко, почти 1000$ с фейса - дохуя, не потяну расход такого плана (

Фанатики вообще в любой сфере глупы, а чаще всего и опасны (в плане глупых, необратимых поступков). Нанимать фанатика в фирму нельзя не в коем случае (разве что ярого фаната физкультуры в службу безопасности).
С попугаями вообще все просто, каждый их нас попугай, просто одни попугаи знают немного больше слов :D

Это еще что!
Я застал при СССР брошюру:
"Менеджеризм - апологет капитализма".
Там про маркетинг было много чего.
Хотя Карнеги читал в еще в самиздате.
3-й экземпляр через копирку, на печатной, на машинке.

Думаю все это красивый бред про маркетинг, все равно за всем этим откаты, как у нас так и во Франции, Дели, Ливии, Стамбуле и Чикаго...

2 Кочнев Илья

Что-то дорого, мне сегодня приглашение пришло, у нас его послушать за 19 т.р. можно будет.

Не знаю, стоит ли платить такие деньги, а вот его книгу Маркетинг без бюджета купить и прочитать точно стоит.

В маркетинге метафизики много появилось. Маркетолог должен делать продажи, а не рекламу. В инете этот вопрос решился схемой CPA и в мире доля интернет рекламы будет медленно поглощать всю остальную.

А люди с SEO мозга не попадаются, или со стартапом мозга?
Какой-то странный подход. Дебилов, фанатиков и прочих неадекватных людей хватает в любой сфере и делать какие-либо обобщения на основании их поведения глупо.
С другой стороны слишком уж много людей называют себя и работают маркетологами смутно представляя кто такой Котлер, не говоря уже про прочтение его книг, или хотя бы книг того же Манна. Эта тенденция особенно заметна в регионах, где на должность маркетолога заступают племянники, племянницы и прочие юные родственники владельца/директора бизнеса.
Разговоры о том что нужно делать хороший продукт и все будет ок - от лукавого, и в идеале(когда продукт это один из элементов 4P), так и в реальности (когда нужно привлекать новых клиентов на старте, напоминать о себе ,чтобы пришли вновь, ну и т.п.).
Ну и вообще очень много мест в посте, где сделано обобщение на основании частных случаев.

Маркетинг нужен там где он нужен и не больше.
Рекомендую книгу Сергей Разуваев «Маркетинг за МКАДом» как маркетологи способствовали продажам квартир в Тюмени.
Понравилась одна глава – наступил кризис в России сильно упали цены на квартиры. А застройщик который нанял маркетологов – ему пофиг, что кризис, пофиг что конкуренты снизили цены, пофиг что клиентов стало меньше в разы. Вот тебе план продаж – хочешь пой, хочешь пляши – но план должен быть выполнен, а иначе прощай. Маркетологи не рекламу давали, а организовывали новые каналы сбыта, договаривались с риэлтерами, с банками насчёт льготных кредитов по ипотеке. Но план выполнили.
Самое интересное маркетологи, в другой главе, послали на конкурс рекламы, ту рекламу, которая принесла максимальные продажи. Их даже в шорт-лист не взяли – реклама не креативная. Не креативная, а продажи принесла максимальные.
По себе могу сказать – я запускал компании по контекстной рекламе – тоже инструмент маркетинга -у меня есть, например, бюджет 500 руб, я не могу своими деньгами разбрасываться. Если конверсия клиентов меньше 1% вся реклама мигом сворачивается – я не могу позволить себе деньги на ветер выбрасывать. Маркетинг прекрасно работает в умелых руках.

Раз маркетингом нужно заниматься, то для этого нужны маркетологи

не очень понимаю разницу между "начать" и "удержать". удержать можно только развиваясь, а это то же самое что начать. в остальном - все верно.

Так эти люди не маркетологи, они мРакетологи.

Отправить комментарий

Популярные сообщения

Эту страницу: Twitter Facebook Favorites More