Телефон агентства Баблоруба REMARKA: 8-800-333-06-80 (бесплатно для РФ) / Заказать поисковое продвижение, настройку контекстной рекламы, SMM

среда, 5 мая 2010 г.

По просьбам читателей: веселое о работе веб-студии

Голова  не прошла, но я после комментариев к предыдущей статье вышел на прогулку с собакой и стал вспоминать разные случаи, которые с натяжкой но можно назвать веселыми.

Свой первый публичный сайт я сделал для своей кафедры в ВУЗе. Этот сайт был ужасен, но мне он нравился. Сайт был на чистом хтмл и обновлялся руками. Впрочем, обновлялся он нечасто. Не уверен также, что он вообще был востребован. Но мне было все равно, я же сделал сайт.

Свой первый серьезный сайт я сделал, когда устроился в веб-студию. Мне просто показали старый сайт и сказали - сделай новый. Это было мое задание на весь месяц. Региональный портал по строительству. Удивительно, но я даже написал тогда первый в своей жизни парсер, так как один из клиентов сдавал информацию по каталогу в экселе. Так что экзамен я сдал и остался на своем месте.

Практически в первые месяцы моей работы в веб-студии произошли перестановке в армии дизайнеров. Молодой разовый менеджер увел из студии одного ведущего дизайнера, сосватав ее в другую контору. А другой ведущий дизайнер по совместительству наркоман и алкоголик пробил молотком голову одному из технических специалистов в состоянии белой горячки у себя дома. А мебель у нас в кабинете стояла так, что мне и моему вебмастеру приходилось сидеть спиной к этому дизайнеру. А на работу он приходил с похмелья почти всегда и пару часов досыпал на рабочем столе. Так что чувствовал я себя с таким тылом крайне неуютно. Но спустя месяц шеф таки выгнал его. И мы остались по сути без дизайнеров, если не считать стажера, зато без новых травм.

Когда я уходил из веб-студии, у меня была зарплата 230 баксов за четырехдневку. А когда на полгода вернулся, то мне положили 600 баксов за 4-часовой рабочий день. Я, кстати, цифр не называл - это была оценка владельца. И именно в этот момент я понял, что стал профессионалом.

Когда я ушел из веб-студии, то год не занимался сайтами. Считал почему-то, что так я нарушу корпоративную этику, если буду производить сайты, работая на себя. Хотя никто мне никаких условий не ставил. Однако, голод не тетка и мне пришлось вернуться к производству сайтов.

У меня был не один первый клиент, а сразу два.  Мой крестный отец в мире бизнеса - оптовый продавец компьютерной техники. И деревопереработчик. Дизайн одного сайта рисовал я сам, другой - мой начинающий дизайнер. Оба варианта были плохи. Но клиент их принял. Для первого дизайн не играл никакой роли, а второму и сайт был не особо нужен. Но помнится, я тогда чуть не кончил от радости за свои первые заказы.

Однажды меня втянули в разработку видеочата. Тогда только начиналась мода на полуголых живых девушек на экране монитора. Я потратил полгода на доскональное изучение темы. И когда уже сделал сам видеочат, то инвесторы перессорились и разбежались, оставив после себя кучу долгов. Разбираясь в сути проблемы я сильно удивлялся, как было можно так легко относится к столь серьезным вложениям. По сути больше миллиона рублей было выкинуто в воздух, не считая еще долгов почти на такую же сумму. Ту практику я вспоминаю с подростковой теплотой, как хороший опыт ненужной никому работы.

Серьезный прорыв случился, когда меня привлекли к работе над сайтом для ведущего делового журнала в городе. Я сделал его бесплатно. На бартер, который потом удачно использовал в виде трех полос в этом же журнале в течение года. Это была первая и последняя в моей жизни работа над сайтом, когда к созданию ТЗ привлекли стороннего специалиста. Сайт получился хороший, но от ТЗ в нем почти ничего не осталось, как обычно и бывает при работе над большим сайтом. Журнал уже не существует, но именно работа над его сайтом дала мне настоящую путевку в жизнь, когда стали приходить-звонить клиенты со словами "вы наверно крутые парни, раз мы видели ваш макет в журнале".

Самый дорогой сайт случился совершенно случайно - клиент шел по улице, увидел табличку о разработке веб-сайтов (даже не нашу, а партнера, которого мы поглотили) и обратился с просьбой создать сложный сайт по недвижимости на 4-х языках. Я прихуел от задачки, но таки решил ее. Стоимость сайта составила более двух тысяч евро. Всего мы возились с этим сайтом около полугода. А когда сделали, клиент так им толком и не воспользовался. Я продлеваю домен, но когда однажды попробовал позвонить клиенту, то он уже не обслуживался по данному номеру.

В среднем каждый десятый сайт не востребуется. Оплачивается и не забирается. Таких частично оплаченных и оставленных клиентом сайтов за год набирается штук 5-7. Некоторые пустые, некоторые заполнены. По некоторым клиент периодически позванивает, но ситуация не меняется. С прошлого года я стал ставить на такие сайты сапу, чтобы компенсировали хотя бы хостинг.

Однажды позвонил неизвестный и стал ругаться. Я долго не понимал его, пока не разобрался, что претензии к нашему дайджестному сайту с новостями по региону. Человек нашел свой пресс-релиз и пытался покачать права. Я объяснил суть проекта, товарищ стушевался и попрощался. Однако, именно эти бесплатные проекты принесли нам второй крупный заказ на городской портал. По крайней мере, именно так заказчик мотивировал свой выбор в нашу пользу. А не потому, что наше предложение было вдвое дешевле.

Единственный человек, которого я уволил за всю свою карьеру со скандалом, был моим веб-программистом. За три рабочих месяца он сделал полтора сайта вместо десяти плановых, по большей части занимаясь программированием своей пошаговой онлайн-игры. Самое забавное, что пару лет спустя звонила его мать и пыталась что-то предъявлять нам, принимая нас за совершенно другую контору. Видать, сын так и не сподобился объяснить, что его уволили, выдавая нас за текущее место работы.

Я никогда не мог толком объяснить родственникам, чем я занимаюсь и быстро прекратил эти попытки. Они еще кое-как понимали слово "реклама", но "сайты" ставили их в ступор. Точно также сейчас проще объяснять, что у меня турфирма, чем веб-студия. Хотя это бизнес жены. Но то, что люди не понимают, их пугает.

Вроде ценовая политика в регионе устоялась, но я постоянно сталкиваюсь с непониманием. Люди морщатся в ответ на цены и ссылаются на своих родственников, которые могли бы сделать им сайт за 100 баксов. Раньше я пытался что-то объяснить, сейчас просто стал отправлять к родственникам. Может, я действительно не прав, и Вася сделает лучше. Кстати, иногда попадаются очень ответственные Васи, делающие высококачественный продукт. Но делать по той же цене я не могу по своим объективным причинам - у меня производство дороже.

В начале двухтысячных было принято считать сайты по количеству страниц. До сих пор некоторые клиенты пытаются сбить цену, уповая, что число страниц у них минимально. До них не доходит, что чтобы запустить производство уже надо потратить время и деньги. А число страниц - штука наживная и зависит по сути только от контентщика.

Еще в самом начале карьеры я понял, что один и тот же по сути сайт может стоить разных денег. Наценка идет в основном за глупость клиента. Чем глупее клиент, тем больше потом доработок, и тем меньше шансов на адекватную оплату. Поэтому лучше сразу влупить с запасом, чем потом клянчить по копейке за доработки. А вот хороший проект и хороший клиент будут стоить почти всегда адекватно. Так что цены на госпроекты в области Интернета меня никогда не удивляли. Наценка там.

Еще ни разу не было, чтобы компания заказала сайт и не позвала тебя на встречу ДО подписания договора. Чтобы позырить на тебя. Это были самые тупые и непонятные встречи. Даже по рекомендации. Ты приходишь, ждешь от 10 минут до полутора часов. Потом в кабинет влетает первое лицо, мельком смотрит на тебя, спрашивает что-то мимоходом и вы прощаетесь. Зачем это было надо? В дальнейшем вы не видитесь вообще, даже если контракт длится годы. Но ритуал первой ночи незыблемо соблюдается среди управленцев.


Самый-самый вопрос от клиента - это "а кому это надо", к тому, что это мы должны собрать материал и вообще больше клиента суетиться по поводу окончания контракта. Ведь таки сайт уже давно не лакшери, это лопата, которой клиент будет потом грести бабло. И он намного больше должен быть заинтересован в окончании работ над сайтом. Синергия в работе встречается, но редко - чаще всего или клиент тебя трясет, или ты клиента. Нельзя любить всех клиентов одинаково. Надо просто хорошо делать свою работу.

---------------------------------
Подпишись на обновления в блоге одним кликом! Читать на твиттере! :: Реклама в блоге


4 коммент.:

Дима а ты исправляешься прямо на глазах. Спасибо за статью. Хотелось бы в новых лекциях увидеть примеры/приемы для работы с клиентами, что бы заставить их согласиться на подписание договора о создании сайта.

<...> Я никогда не мог толком объяснить родственникам, чем я занимаюсь и быстро прекратил эти попытки. <...>

Такая же фигня. Когда мне пытаются впарить, что я сижу за компом - то якобы занимаюсь всякой х*ёй, отвечаю - не выходя из дома зарабатываю больше, чем работаю инженером в офлайне.

Т.е. когда говоришь людям о размерах денех - тогда только что-то понимают. Вернее, мозги перестают парить.

Последний абзац - имеется ввиду, что работа вроде заполнения материалами, всяческого рода подгонка, которая по-сути может быть выполнена уже самим клиентом....?

Нет, имеется в виду, что часто клиенту сайт не нужен. Но он все равно его заказывает, потому что у соседа есть. И виновата в итоге веб-студия.

Отправить комментарий

Популярные сообщения

Эту страницу: Twitter Facebook Favorites More