Телефон агентства Баблоруба REMARKA: 8-800-333-06-80 (бесплатно для РФ) / Заказать поисковое продвижение, настройку контекстной рекламы, SMM

понедельник, 9 апреля 2012 г.

Очередная большая инструкция по управлению малыми коллективами фрилансеров

Достигнув определенного уровня развития, будь то в заработке на партнерках или в обычном бизнесе, связанном с Интернет, начинаешь понимать, что без того, чтобы переложить часть задач и ответственности на кого-то еще, дальнейшее развитие невозможно. Вам нужны сотрудники! Однако, связывать себя по рукам и ногам штатным персоналом вам не хочется. Поэтому надо найти и нанять удаленных специалистов. Но не все тут просто. О нюансах работы с фрилансерами мы и поговорим.

Почему штатные сотрудники не всегда выход из ситуации, когда нужен персонал? И почему удаленные сотрудники вам подходят.

- У вас нет офиса. Возможно, вы вообще работаете с ноутбука из Интернет-кафе. Так что организовать рабочее место для сотрудника вы не в состоянии.
- Вы не хотите платить налоги любимому государству. Поскольку предприятие у нас выполняет функции налогового агента своих сотрудников, то на каждый рубль зарплаты вам надо будет перечислять еще 47 копеек в различные фонды. А вы этого не хотите.
- Вы не хотите париться с увольнением сотрудников. Трудовой кодекс запрещает сокращать сотрудников без выходного пособия за два месяца. С фрилансером вы можете расстаться в любой момент.
- В вашем городе просто нет достаточного количества квалифицированных и свободных специалистов.
- Вы спокойно относитесь к тому, что человека нет на рабочем месте и главное для вас, это выполненная работа.

Психология работы удаленного сотрудника.

Вы вряд ли будете удивлены, как много людей хотят работать удаленно, пускай и за небольшие деньги. Двигает этими людьми, как правило, желание зарабатывать больше. Не вообще, а именно - больше. У большинства есть постоянный небольшой доход или место работы. Все же свободное время они посвящают фрилансу. И даже когда доход от последнего начинает значительно превышать основной, они крайне неохотно отказываются от основного места. Это для них как пенсия, для некоторых - мостик, связывающий их с "реальной" жизнью.

Фриланс - работа сдельная, что заставляет любого фрилансера со временем искать какого-то постоянства. Это или постоянные заказчики, или уход в оффлайн. Два из трех фрилансеров не выдерживают больше трех лет и уходят в собственные проекты или в оффлайн. Случаи, когда вы продолжаете сотрудничество с удаленными сотрудниками в течение больше трех лет, можно пересчитать по пальцам.

Фриланс психологически тяжел еще и по причине того, что сотрудник вынужден трудиться в домашних условиях. Когда сотруднику 20-25 лет и он живет с родителями, то он постоянно подвергается психологическому давлению в стиле "мой сын/дочь - оболтус, который проводит все время в Интернете". Когда сотрудник женится, а потом обзаводится детьми, то он вынужден делить рабочее время с домашними: "моя очередь укачивать ребенка", "мне в садик забирать ребенка", "мне надо отвести ребенка в больницу". Потом он перестает высыпаться, потом начинает работать по ночам, чтобы рассинхронить время пребывания с семьей и работу. А потом начинает искать работу, где не надо будет сидеть постоянно дома. И хороший до этого сотрудник начинает работать все хуже, все дольше, пока окончательно не пропадает.

Фрилансер, равно как и вы, не чувствует себя обязанным вам чем-то кроме конкретного заказа. Никакой лояльности он не испытывает. Поэтому расчитывать на фрилансера в последующих заказах по меньшей мере наивно - говорить более-менее уверенно можно только о следующем заказе. Также фрилансер легко может отказаться от работы над каким-то проектом. Хорошо, если он откажется сразу, а то ведь может отказаться спустя две или три недели после начала работ. И от того, что он вернет предоплату, легче вам не станет. Но лично его это никак не озаботит: кодекс фрилансера очень прост - не справился, верни деньги и забудь. Так что не будет ничего удивительного в том, что тот же фрилансер постучится к вам спустя месяц и снова попросит работу. Он совсем не будет считать себя виноватым за просрочку с исполнением.

Фрилансер не имеет какого-то внутреннего управления, так что количество взятых им обязательств не всегда совпадает с его возможностями, даже если работать круглые сутки. Связано это в основном с тем, что человек не может оценить цену за свою работу, просит меньше нужного для жизни, но в итоге набирает больше работы из разных источников. Итог: крайне редко фрилансер укладывается в оговоренные им же сроки. Я бы сказал даже так: если вам попался фрилансер, который делает все в отведенный срок, то вам сильно повезло.

Тем не менее, все описанное можно нивелировать с помощью достаточно простых средств и сделать из разрозненных фрилансеров достаточно сплоченную команду, способную решать почти любые задачи.

Где искать фрилансеров.

Наиболее традиционными местами для поиска фрилансеров являются биржи фриланса: free-lance.ru и weblancer.net (есть и десятки других бирж, но поменьше размером). Обе поддерживают и режим поиска по базе фрилансеров, и прием заявок на свой проект. Режим приема заявок чреват тем, что к вам обращаются наиболее активные члены данного сообщества. Традиционно их ценник несколько выше среднего. Кроме того, нередко к вам обращаются представители команд фрилансеров. Работа с командой плоха прослойкой, увеличивающей работу на один шаг, что выливается в увеличение как сроков, так и стоимости работ.

Лучшие фрилансеры приходят или по рекомендации, или с форумов. Не все заказчики любят делиться своей базой исполнителей, но иногда удается выжать у них контакт-другой, чтобы заполучить в команду проверенного исполнителя. Так в нашей команде, например, появился копирайтер, с которым мы сотрудничаем уже второй год.

На форумах обретается более независимая публика. Однако, именно там можно найти компромисс между ценой и качеством. Отзывы о работе исполнителей на форумах внушают больше доверия: член форума с большим количеством сообщений не будет просто так рекомендовать какого-то вебмастера.

Вершина поиска сотрудников - это собственное комьюнити. Человек существо коллективное и рано или поздно прибивается к какому-то сообществу. Для потенциального заказчика это крайне полезно. В сообществе все как на ладони и ясно, кто ленится, а кто пашет как вол. И не всегда можно ангажировать трудоголика, потому что он занят другими заказами. Чем дольше ты вращаешься в комьюнити, тем больше шансов найти именно тех самых лучших и правильных для тебя исполнителей.

На сегодня моя команда более чем наполовину состоит из членов комьюнити, частично из форумной публики, единичные представители команды были мне рекомендованы. И редко кто задерживается на длительный срок из бирж фриланса. Я не сторонник разовых исполнителей - это мешает планировать. А работники с бирж нацелены на постоянный поиск заказов. Если ты их не загружаешь, то они сами себя загрузят.

Аккаунт-менеджер.

Когда-то я был аккаунтом сам. Но со временем решил отказаться от необходимости управлять исполнением заказа. Функции аккаунт-менеджера сводятся к приему задачи от заказчика, переводу ее на программистско-дизайнерский язык и передаче исполнителю. В дальнейшем аккаунт должен проконтролировать исполнение задачи, выдержать путем контроля исполнителя сроки и передать готовый продукт заказчику.

Традиционно во фрилансерской среде считается, что исполнитель может и должен все. Т.е. если сайт, то целиком. Если дизайн - то до уровня верстки. Это не совсем правильно. Разбиение задачи на этапы, и закрепление каждого этапа за конкретным исполнителем существенно сокращает сроки исполнения и позволяет одному исполнителю работать сразу над пятью-семью задачами без потери по срокам.

Допустим, есть заказ на сайт. Он разбивается аккаунтом на дизайн, верстку, программирование, наполнение. Каждая из задач передается одному из четырех исполнителей. Соответственно, каждый следующий исполнитель принимает работу из рук предыдущего, а пока задача находится в чужих руках, он может заниматься другой работой.

Таким образом, аккаунт формирует график загрузки конкретного специалиста, образуя для него почти постоянный график работы (при условии достаточного количества заказов).

Лучшие аккаунты - это универсалы-эникейщики, которые не нашли времени, чтобы глубоко уйти в какую-то нишу, но при этом вполне понимающие, что из себя представляет работа конкретного исполнителя. Вся проблема в том, что исполнитель нередко завышает сроки и стоимость своей работы. Если это попытка обмануть аккаунта, то это повод для расставания с исполнителем (если он, конечно, не поймет, что его попытки смошенничать в данном случае не пройдут). Если же он просто недостаточно компетентен и завышает сроки потому, что не видит простого решения, то это повод для перевода исполнителя в другую категорию - по решению простых задач.

Аккаунт - классический менеджер по управлению. Это первый человек в компании и ваш заместитель. Лучших аккаунтов удается не нанять, а именно что вырастить внутри компании. Аккаунт должен быть проникнут ценностями компании и отстаивать ее интересы как в столкновениях с клиентами, так и с сотрудниками. Я сторонник платить аккаунту фиксированную заработную плату с регулярной индексацией. Замена аккаунта на другого - крайне сложный и болезненный процесс.

Удивительно, но очень много аккаунтов вышли из контентщиков - специалистов по наполнению сайтов.

Специалисты. Категории специалистов.

Работа по созданию, продвижению и наполнению сайтов - это достаточно большой культурный пласт, который сложно охватить небольшой группой исполнителей. Тем более, что дешевле иметь специалистов разного уровня для исполнения каждой категории задач. При этом справедливо правило, что чем сложнее и больше набор задач, тем больше категорий специалистов вам нужно.

Традиционный вариант включает два набора специалистов: больший для простых задач и небольшой - для решения сложных. Отличие здесь в уровне исполнения, сроках и цене. Большинство задач, чтобы не думали о них заказчики - относятся к уровню ниже среднего и не требуют специальных знаний. Стоимость исполнения таких задач находится на традиционно низком уровне, а требования по срокам невысоки и позволяют определенное растяжение в приемлемых пределах.

Сложные проекты нельзя передавать исполнителям простого уровня, даже при условии разбиения их на более простые. К сложным задачам относятся цельные нешаблонные разработки, включающие в себя написание новых модулей или сложную аналитическую работу. А в случае текстовой работы - написание коммерческих текстов или аналитических статей.

Простые проекты: это небольшие модули, шаблонные проекты, проекты со свободным сроком исполнения, простые тексты, наполнение всех уровней.

Рутинная ежедневная работа традиционно лучше исполняется на штатной основе специалистом, выбранном на индивидуальной основе. Т.е. специалист закрепляется за конкретным фронтом работ с фиксированной оплатой в месяц и плановым объемом по выполнению. Например, пять новостей в сутки на такой-то сайт. Или десять статей на сетку блогов.

Сложные нешаблонные проекты необходимо сразу передавать специалистам высокого уровня и жестко фиксировать сроки. Большой минус таких проектов - неочевидные нюансы в процессе разработки или исполнения. Хороший специалист с ними справится походя или возьмет шаблонный вариант из свободных источников. Специалист более низкого уровня, скорей всего, даже не поймет с чем он столкнется.

Нередко бывает, что специалиста топ-уровня нет. В таком случае лучше отдать проект на аутсорсинг или отказаться от него, чем пытаться исполнить его силами тех специалистов, что есть. В 9 случаях из 10 вы затянете сроки и будете вынуждены или увеличить сметную стоимость работ и по сути отказаться от прибыли. Или вернуть предоплату и уйти в минус.

Верным признаком сложной работы является отклик вашего специалиста "я попробую".

Оплата удаленных сотрудников.

Существует несколько вариантов оплаты: предоплата/постоплата, фиксированная, постоплата, полная предоплата.

В случае начала работы на условиях сделки предпочтителен вариант с постоплатой по факту исполнения работы. Не все фрилансеры готовы работать на таких условиях. Однако, компромисс возможен с любым исполнителем. Отказ от работы без предоплаты чаще всего происходит от неуверенности в заказчике, а не потому что фрилансер придерживается каких-то сложных принципов работы.

Как только фрилансер уверивается, что вы его не кинете с оплатой, он спокойно работает и без предоплаты. Более того, без предоплаты он работает быстрее и нередко качественнее. Большинству фрилансеров требуется внешняя стимуляция, отсутствие предоплаты - достаточно весомый фактор, чтобы сделать работу быстро и хорошо.

Предоплата в полном объеме в принципе неприемлема даже с самыми лучшими исполнителями.

Предоплата в частичном объеме приемлема с исполнителями, у которых есть репутация или поручительство. Даже в этом случае стоит соглашаться на предоплату только если исполнитель не хочет начинать работу, а вам очень нужно привлечь именно его.

Фиксированная оплата приемлема только для определенных категорий работников, имеющих постоянную занятость или четкий план и/или объем работ. Например, аккаунт или контентщик, работающий с вашим порталом по наполнению его новостями и статьями. 100 статей = 100 баксов. Или 8 рабочих часов онлайн пять дней в неделю = 400 баксов.

Сотрудники в одном с вами государстве могут быть оформлены в штат и получать заработную плату официально. В этом случае их трудовой договор ничем не отличается от обычного, но вносится пункт об использовании сотрудником для работы собственного оборудования и компенсации за это (на ваше усмотрение, конечно). В случае официального оформления ваши трудовые отношения закрепляются договорами и записью в трудовую книжку. Это налагает на вас обязательство по обмену данными документами по почте. Это также налагает на сотрудника невозможность уйти без предупреждения (за две недели), а на вас невозможность уволить его кроме как за нарушение договора или по сокращению. И вы будете платить все налоги.

Официально удаленно нанять гражданина другого государства я не пробовал. Да и вряд ли это возможно без серьезных усилий и множества бумаг. Вся иностранная рабочая сила должна оформляться через ФМС РФ, но ваша рабочая сила даже не пересекала границу, что дополнительно осложняет процесс оформления.

В случае "черного" найма оплата проводится безналичным способом или электронным переводом. В качестве предмета платежа следует указывать, например "материальная помощь", "подарок".

Каждый сотрудник любит получать оплату в удобной ему валюте. Это делает необходимым оформление всех типов электронных валют (ЯД, WebMoney), а также Интернет-банк к одному из ваших расчетных счетов. Причем на каждом из этих счетов постоянно должна быть достаточная для расчетов сумма. С гражданами иностранных государств чаще всего расчет идет в вебмани, с россиянами - во всем спектре валют.

Со способом перевести безнал в электронную валюту каждый разбирается сам. Для меня удобнее всего иметь карту Альфа-банка, с акцептированными к ней кошельком Яндекса и рублевым кошельком Вебмани. Такая комбинация закрывает 95% возможных платежей. Самая неудобная для расчетов валюта - Яндекс-деньги, так как имеет самую высокую комиссию конверсии из других валют.

Комиссия при расчетах ложится на ваши плечи, так что не забывайте закладывать ее в прибыль от заказа. При некоторых цепочках расчетов суммарная комиссия может достигать неприличных цифр в 10% от стоимости заказа.

Расчет стоимости работ для клиента.

На самом деле все проблемы по оплате труда удаленных сотрудников можно переложить на клиента. Традиционная комиссия - 100%, но в некоторых случаях имеет смысл повысить ее до 200%.

Из вашей комиссии оплачиваются: налоги, труд аккаунта, офисные расходы, комиссии на ввод и вывод средств. Там же и ваша прибыль.

Если среднерыночная цена существенно ниже вашей цены с учетом 100% прибыли, то у вас что-то не так с исполнителем. Традиционно в этом случае оказывается, что в качестве исполнителя вы подрядили другую фирму. Вот только ответственность по исполнению заказа будете нести вы, а не они. И делать это за 10% от заказа не стоит.

Высокая маржа позволяет: резко сменить исполнителя даже без возврата предоплаты, окупить заказ в случае кидка клиентом или задержек по оплате. Нередки случаи, когда заказ выполнен, но остался последний этап, который задерживается по вине клиента. А условия оплаты были 50/50. Ваша схема расчетов с исполнителем не позволяет вам придерживать оплату ему. Так что первые 50% идут целиком на расчет с исполнителями, а ваша прибыль приходит с подписанием акта выполненных работ.

В идеале затраты на труд по сделке в любом заказе не должны превышать 30-40% от общей стоимости заказа. Это позволит вам сохранить рентабельность производства даже в самом печальном случае.

Тем не менее, с постоянными и беспроблемными клиентами возможна работа с минимальной наценкой.

Традиционный способ расчета стоимости работы следующий. Цена работы фрилансеров на ваш коэффициент (но не менее 2). Если результат меньше минимальной стоимости работы (например, 3000 рублей), то он приравнивается к минимальной стоимости работ. В случае быстрых правок и электронной оплаты, условие по минимальной оплате может не действовать. В случае безналичной оплаты на расчетный счет условие минимальной оплаты обязательно.

Условия по сотрудничеству с фрилансерами.

- Регулярное присутствие в сети.
- Электронный адрес для связи.
- Мессенджер для связи.
- Мобильный телефон для связи.

Невыполнение любого из этих условий автоматически исключает наше сотрудничество с фрилансером. Труднее всего фрилансеры сообщают мобильный телефон, но иногда случаются ситуации, когда необходима срочная (в течение нескольких минут) связь с исполнителем. Десятки проблемных ситуаций, когда мы не могли связаться по какой-то мелочи с исполнителем, приучили нас собирать полную информацию об исполнителях.

Иногда мы просим предоставить и фото. Со стороны это может выглядеть ненужным снобизмом, но зато прекрасно показывает, насколько человек готов идти на контакт - ведь в дальнейшем от него может зависеть судьба сложного проекта.

Начало работы с фрилансером.

Тестовые задания совершенно себя не оправдывают в дальнейшем. Фрилансер, как вечный студент, постоянно вынужден сдавать экзамены с новыми клиентами. Тогда как вам нужен по большей части не креативный специалист, а человек, способный к порой рутинной и даже занудной работе. Тестовые задания не способны выявить такие наклонности.

Кроме того, мало кому нравится выполнять какую-то работу бесплатно. Это тоже надо учитывать.

Гораздо лучше работает способ постепенного вовлечения. Когда маховик деятельности раскручен, то всегда есть широкий спектр мелких и простых задач, для исполнения которых достаточно нескольких часов. Новому специалисту выделяют сначала одну, а потом одновременно несколько таких задач. По исполнению каждой из которых проводится тщательная проверка проверенным старым специалистом или лично вами. И соответственно расчет с исполнителем по факту выполнения.

Скорость исполнения задачи и ее стоимость для вас скажет вам достаточно, чтобы решить, продолжать сотрудничество дальше или нет. К серьезным задачам такой специалист приступит не ранее чем через два месяца. В результате такой проверки три из четырех человек рассасываются и пропадают.

Отказ от работы с фрилансером.

Причин для прекращения сотрудничества может быть множество. Но главная из них - неспособность работать в команде. Множество фрилансеров не способны правильно формулировать вопросы к самому себе и к постановщику задачи. Поэтому они уходят в себя и заваливают работу полностью. Тут многое зависит от аккаунта, который должен контролировать ход исполнения и вовремя забрать заказ и передать другому исполнителю. Однако, это не всегда возможно.

Просрочка может быть и по причине того, что фрилансер некорректно расчитал свою занятость по другим заказам. В любом случае, задержка на неделю или невозможность показать промежуточные результаты работы, достаточная причина, чтобы снять фрилансера с заказа. Более того, часто это необходимость, чтобы соблюсти сроки исполнения, поставленные заказчиком.

К тем же причинам относится вариант "Я сам", когда фрилансер принципиально отказывается от помощи, забывая, что ответственность за заказ несет не он. Сроки затягиваются, клиент негодует.

Разумеется, отказ от работы с фрилансером следует, если он начал затягивать сроки, выдавать плохое качество и при этом увеличивать расценки. Причина тут довольно простая: накопилась усталость от совместного сотрудничества, а, может, и от фрилансерства в целом. Он готовит уход, так что ваши заказы для него становятся не столь важными в перспективе. Поскольку это старый сотрудник, пропажа которого скажется на исполнении заказов студией в целом, то искать замену надо при первых признаках усталости фрилансера.

Замена и поиск новых сотрудников.

Найм должен идти постоянно. Сплоченная команда фрилансеров - это миф. Всегда есть горстка штатных специалистов, которые тоже могут меняться, но хотя бы не резко пропадать. Все остальные могут пропасть в одночасье. Поэтому вы или аккаунт должны держать пул потенциально интересных исполнителей.

Просто поддерживать пул трудно - спустя три месяца все специалисты из вашего списка могут быть слишком заняты или вообще уйти из фриланса. Идеальным вариантом является подкорм мелкими задачами. Поскольку средний цикл работы одного фрилансера в команде примерно около двух лет, а у студентов этот период еще и ограничен окончанием учебы, после чего большая часть пинаемая родителями и желанием карьеры находит себе работу на полный рабочий день в офисе, довольно легко можно определить дату, когда приходит время прикармливать нового исполнителя на замену старого.

Подкидывание небольших задач позволяет выявить хороших исполнителей, держать в тонусе собственный пул исполнителей, держать в тонусе старых исполнителей, передавая их задачи (в команде видно, сколько всего задач) новичкам, исполнять задачи быстрее и/или дешевле. Спать спокойно, наконец, зная, что всегда есть кем заменить текущих исполнителей.

Собственно, основной минус фрилансеров в их непредсказуемости. После дополнительного анализа все уже не кажется таким непредсказуемым: кто-то уходит в силу более качественного предложения, кто-то не готов выдерживать ранее навязанный темп, кто-то хочет сменить категорию оплаты, но не знает как это сказать и предпочтет по тихому уйти. Со стороны работодателя такие решения всегда малопредсказуемы. С годами учишься их предсказывать, но каждый новый отказ от работы все равно бьет и по нервам, и по бизнесу.

Отсюда формируются особые внутренние требования к исполнению заказов.

Исполнение заказов.

+Неделя. Любые сроки, названные исполнителем, должны увеличиваться минимум на неделю. Если у вас неопытный аккаунт, то на две недели. Во-первых, фрилансер все равно опоздает с исполнением. Во-вторых, если он замерзнет по пути, то у вас будет время его сменить.

В случае суточных заказов следует удлинять сроки на сутки-трое.

Работа по срокам существенно отличается от работы со штатными специалистами. Тотальный контроль в офисе позволяет быть в курсе происходящего если не вам, то аккаунту или начальнику отдела. В случае фриланса боевые сводки приходят раз в сутки-двое. Это если аккаунт регулярно проверяет промежуточные этапы исполнения. Но когда времени у него на это нет, то возникают ситуации, что об исполнении или провале вы узнаете только постфактум и вынуждены рассчитывать только на порядочность исполнителя.

А порядочность в бизнесе - это наивность. Только расчет. Только постоянные проверки и контроль позволят вам вести дела в серьезных объемах. Иначе это будут разовые сделки с неизвестным исходом.

Идеальным вариантом для работы с фрилансерами является предоставление рабочих инструментов самой компании. Например, у каждого нашего фрилансера имеется собственный рабочий хостинг, куда выкладываются промежуточные этапы работ. Так аккаунт и клиент могут наблюдать за процессом исполнения заказа.

Точно также исполнителю предоставляется доступ к каким-то серверным или десктопным инструментам, например, яззлу или базам Пастухова.

Доступ к сайту клиента лучше предоставлять уже проверенному фрилансеру или убедившись, что клиент делает ежесуточные бэкапы. После исправлений на сайте клиент уведомляется о необходимости замены пароля.

Один пароль - в одни руки. Доступ к сайту должен иметь аккаунт и один исполнитель. Так будет точно ясно, что виноват исполнитель, поскольку сам аккаунт не использует данных, а просто передает их исполнителю. После передачи работы другому исполнителю доступ меняется. Причем менять надо доступ не только к админке, но и к FTP, и к базе данных, если таковая используется.

Наглядно схема работы с фрилансерами над одним заказом выглядит следующим образом:

- Аккаунт подбирает исполнителей на каждый этап.
- Аккаунт утверждает стоимость работ и сообщает цену компании клиенту.
- В случае согласия клиента аккаунт раздает работу исполнителям.
- Исполнитель на первом этапе, заканчивая работу, передает ее аккаунту.
- Работа утверждается клиентом, после чего аккаунт передает результат на второй этап следующему исполнителю. Иногда некоторые этапы идут параллельно, но сути процесса это не меняет.
- Оплата исполнителям тоже следует поэтапно независимо от оплат клиентом.
- По завершении работ клиенту выставляется окончательный счет.

Как видим, основной момент рабочего процесса в том, что работы выполняются отдельными специалистами, каждый из которых получает оплату по факту выполнения своей работы, а не заказа в целом. Это не избыточный механизм и возможны другие варианты, но данная схема полностью себя оправдала на потоке заказов. Схема же "один заказ в одни руки" работает значительно хуже и больше подходит для случая, когда заказов мало, а специалистов для их исполнения больше чем заказов.

Системы управления сотрудниками.

На волне популярности различных мегапланов постоянно возникает вопрос "какую систему ставить". Я бы переформулировал его в "а ставить ли вообще какую-то систему". Любое управление должно быть простым, а рутинные моменты следует автоматизировать. Но всегда есть некий объем, когда внешняя автоматизация делает исполнение более громоздким. Например, заполнение анкеты на заказ, который делается за 30 минут, важно для руководства, но отрицательно сказывается на общем вале.

Как всегда надо искать приемлемый компромисс. Например, заказ исполняется за те же 30 минут, но отчетность по нему возлагается на аккаунта.

И все же сложные многоэтапные заказы требуют определенной автоматизации. Помимо того они дисциплинируют исполнителей, одновременно фиксируя их деятельность, чтобы потом не возникало вопросов относительно поставленных задач. Конечно, удаленное сотрудничество хорошо еще и тем, что каждый шаг фиксируется в электронной почте и мессенджерах. Но когда десятки задач разбросаны по разным контактам, тяжело восстановить полную картину происходящего в компании.

Так что когда количество одновременно исполняемых заказов перевалило за десяток, а с вашей компанией сотрудничают более пяти сотрудников, то стоит задуматься о том, какую систему выбрать. Из бесплатных хороший функционал предлагает teamlab.com. Но не так уж важно, какую систему выбрать, сколько приучить к ней своих фрилансеров. На это уйдут месяцы. И вы не раз будете думать, а нафига вам эта автоматизация, которая с таким треском входит в вашу жизнь.

Общие выводы по работе с фрилансерами.

Они дешевы. Даже если дороги, они все равно дешевле штатных сотрудников. Но это, как ни странно, лишь дополнительное преимущество.

Основным преимуществом по работе с удаленными сотрудниками является их емкость. Удаленщик не имеет, как правило, фиксированного графика работы и может выполнять ее хоть ночью. Так что в большинстве случаев он выполняет свою работу быстрее обычного сотрудника, как бы странно это не звучало. Да, он задерживает исполнение и часто обманывает по срокам, но возможность исполнения в неурочное время вполне компенсирует эти недостатки.

Удаленный сотрудник не занимает место в офисе. Он не тратит ваш Интернет и туалетную бумагу, не ходит на перекуры и не мозолит вам глаза неуместной одеждой и внешним видом. Вы видите только набор символов на клавиатуре в виде вашего разговора и его работу. Если работа вас удовлетворяет, то какие могут быть еще требования?

Да, над фрилансером нельзя устроить тотальный контроль, нельзя дышать ему в плечо и говорить клиенту "вот-вот будет". Поэтому вам придется отказаться от быстрых заказов. Вам всегда придется брать на упреждение лишние сутки или неделю. Иногда вам придется брать больше времени просто потому, что у вас нет в данный момент нужного исполнителя. Но это же и прекрасно.

У обычной фирмы всегда ограничен спектр возможностей. В фирме, которая использует труд фрилансеров, таких ограничений нет. Тут вообще нет ограничений, кроме тех, что вы сами себе придумаете. Например, я отказываюсь от изготовления баннеров. Не потому что нет специалиста. Просто мне скучно с этим возиться. Вот для крупного медийного заказа мы даже бесплатно сделаем баннера, просто закажите у нас миллион показов в тех же одноклассниках.

Работа с фрилансерами хороша и тем, что профессиональное сообщество в отдельно взятом городе обычно довольно небольшое с четко очерченными границами: пять топ-программистов, шесть топ-дизайнеров и все. Дальше или уровень эникейщика, или вообще новичка. Фрилансерский рынок предлагает качественных исполнителей в широком спектре задач и зарплат. Придется потратить много времени, чтобы найти тех, кого нужно, но в отличие от местного рынка - они есть.

Работа фрилансера несправедливо часто считается неряшливой. Это вопрос контроля и гарантий. Отдельный фрилансер редко может дать какие-то гарантии. Но когда выстроена система, то и отдельный продукт получает не хуже студийного, и дальнейшая поддержка и исправление начинает быть исполнимым и простым.

Очень многим, особенно бывшим фрилансерам, кажется, что нанятые ими фрилансеры работают плохо. На самом деле они работают как могут. И стоит просто поменять свое отношение к их работе, оплачивая их труд ровно настолько, насколько они нарабатывают. Работает медленно, делает ошибки, вас это устраивает? Просто платите меньше. Работает лучше чем ожидали? Не стесняйтесь выдать бонус.

Хороший фриланс стоит хороших денег и не стоит сбивать цену, если вы хотите удержать специалистов. Все равно за это заплатит клиент.

Фриланс не всегда возможен. Но если есть хотя бы шанс вывести сотрудника на удаленку - попробуйте. Уверен, что вы будете не разочарованы.

---------

Разумеется, данная инструкция не является руководством. Это скорее, выжимка опыта, который можно рассматривать как успешный пример работы с фрилансерами в течение пяти лет - ту дорожку, которая кровью, потом и деньгами была протоптана лично.


31 коммент.:

Это эволюция трудовых отношений, брат

Автору зачёт.
Много букофф. Суть - в конце. На досуге можно перечитать статью и сделать выводы.
Автор старался, советы хорошие. Спасибо ).
Но, краткость - сестра таланта.

хороший старт взяли, молодцы. вы б подписывались кто автор - а то неясно чьи мысли читаешь

за teamlab спасибо, гляну

так держать и удачи!

Дима, это ж твой стиль. Они тебя держат в неволе?!
Дай знать через тексты!
:)

открыть рсс и посмотреть автора никто не осилил)) вебмастера, блин)

Да, не просто вам будет первое время))

"Дима, это ж твой стиль. Они тебя держат в неволе?!
Дай знать через тексты!
:)" очсмешно))

Спасибо.
Теперь я понимаю, что желание сменить программиста, который на любую задачу отвечает "я попробую" это не блажь а здравый смысл.

На одной волне прочел.
Автору браво!

Смысл всего написанного простой:
1. Контроль, при выходе за рамки - используем п.2
2. Постоянный резерв и резерв резерва
3. Хорошая работа должна достойно оплачиваться.

Многабукав? Читать просто не умеете по диагонали, но так, чтобы ничего не пропустить.

Видимо, после этой статьи должна быть торжественно представлена новая биржа фриланса?

Мега-статья. Респект.

Подобное публиковал на Хабре с описанием самой системы работы "Руководство удаленной веб-студией" http://habrahabr.ru/post/137051/ за нее и получил инвайт :)

Дмитрий, большое спасибо за этот жизненный мануал! Забрал в закладки.

А сколько сейчас стоят услуги аккаунт-менеджера на удаленке? Вернее даже больше интересует сколько в среднем получает руководитель мелко-среднего интернет-проекта (интернет-магазина с оборотом порядка 1 млн. рублей/месяц) при удаленной работе с ним? Подразумевается, что он отвечает за всю техническую часть (создание сайта, его поддержка и развитие) + продвижение (SEO, контекстная, баннерная реклама, SMM и т.д.). Конкретные задачи по сайту выполняют тоже фрилансеры.

Дмитрий, статья действительно очень полезная.
Большое спасибо за информацию, а также за рекомендацию Teamlab)
Мы будем рады видеть Вас в нашей официальной группе ВКонтакте - http://vk.com/club24713328

C уважением,
Команда Teamlab

Посмотрел Вашу ссылку.
Интересный материал.
Это только подтверждает удачность публикации.
)

Это я в ответ на пост

Mirvla сказал:
10 апреля 2012 г. 1:23

<<<член форума с большим количеством сообщений не будет просто так рекомендовать какого-то вебмастера

Это неправда. Рекомендуют и ещё как. Отзывы на форумах не стоят ничего.

А почему не используете системы контроля версий? SVN, GIT. Удобно же, и не надо никому выдавать никаких паролей. И быстрее будет синхронизация происходить

Еле дочитал, но оно того стоило :). Спасибо за пост:)

Многабукафф.. Ребята, а вы вообще читать умеете?

Автору спасибо, интересная статья. Даже для тех у кого есть опыт взаимодействия с фрилансерами.

Фриланс - фигня для школьников.
Серьезные люди работают в крупных (и не очень) компаниях.

Статья класс, спасибо!

--
Кто ниасилил - заходим сюда http://www.niasilil.ru

Да уж.. Некоторые мысли верны. Процентов 20 мыслей откровенная лажа. Концовка буддистская. Боюсь если следовать ей то станешь таким же фрилансером где-то в глубине души, необязательным раздолбаем. Я нанимал нормальных студентов и делал из них эникейщиков - проблем никаких, ибо нет у них синдрома невероятно творческой личности. Тупо делают, то что скажешь. Надо только объяснить какие кнопки нажимать

Спасибо за информацию. Есть что применить. Взял в закладки.

Дима, спасибо за статью. Как-то очень вовремя... В который раз убеждаюсь - редкие люди делятся своим реальным опытом. То ли нет его у них, то ли жлобничают. Тем ценнее такие статьи, которые помогают избежать многих ошибок. Это как идти по уже проложенному маршруту, а не блукать в потемках. Может, эта статья и впрямь длиннее, чем обычно сейчас пишут, но ведь лишнего-то тут нет. Еще раз - спасибо.

фриланс зло ибо трубку не берут когда им звонишь. Достаточно для увольнения

Объемно написано.Все это подтверждает мою мысль о том что для серьезного проекта нужно создать свою биржу.Под свой бизнес под свою экономику. Это в итоге поможет решить многие задачи.И прямо на пороге отсеит много ненужных или прямо скажем вредных людей.Да и процесс работы будет беспрерывным. Спасибо за то, что поделился опытом.

Отправить комментарий

Популярные сообщения

Эту страницу: Twitter Facebook Favorites More