Про то, что я работаю без офиса и какие были в моей жизни офисы - я уже писал. Теперь попробуем (по просьбе одного из читателей) рассмотреть данную проблему глубже, а именно - как же работать без офиса с клиентами. При всей очевидности ряда решений, как оказывается, они неочевидны достаточно широкому кругу начинающих бизнесменов.
1) Офис, как прописка.
Поскольку мы живем в стране, где крепостное право по сути еще не отменено, то надо, чтобы ваша фирма имела какую-никакую, а прописку, т.е. привязку к месту нахождения. Предполагается, что по этому адресу вам будут слать различные оповещения надзорные органы, а также именно туда придут приставы изымать имущество в счет погашения долгов предприятия. Раньше можно было прописаться в офисных могильниках, указав любой адрес любого офисного центра, теперь налоговая требует договор, что предполагает факт отношений с центром. Сие неудобно, но не невозможно.
Итак, решений два. Первое: дать как юридический адрес - адрес своей прописки, факт которой подтвердить паспортом. Второе: дать адрес офисного центра, оформив фиктивный договор на аренду - проверять все равно никто не будет.
С пропиской решили, поехали дальше.
2) Офис, как место работы.
Не знаю, как вы, а мне нравится работать дома. У меня есть особенное качество натуры - я при работе умею глубоко уходить в процесс и практически не воспринимаю окружающую реальность. Некоторые называют это "сосредотачиваться". Так это или нет, но внешний шум и запахи с кухни мне мало мешают. У меня зачетный офисный стол и директорское кресло, а также превосходный десктоп и огромный экран на 20 дюймов - работай по самое нехочу.
Но некоторым работать дома неудобно. Их отвлекает жена, дети, запах котлет и звук футбольного матча из телевизора. Кроме того, дома надо ходить в тапках и трусах, что тоже не настраивает на рабочий лад. Да и просто сесть дома и начать работать - не каждый может. Для таких бездельников есть выход: коворкинг или съемная квартира. Коворкинг - это когда фирма сдает угол/рабочий стол большому количеству людей, получая с них незначительную плату. Съемная квартира - это когда несколько парней снимают квартиру, ставят 10 компов, пьют пиво, гоняют в контр-страйки и... работают. Никакой жены, детей и "Вася! Вынеси мусор!" - Вася работает!
3) Офис для клиентов.
Сфера сфере рознь и, если ваша работа подразумевает прием клиентов на потоке, то вам будет нужно найти и снять офис. Но если клиентов мало, все они доверительные и относятся к вам хорошо, то офис особо и не нужен.
Можно встречаться дома. Это чертовски удобно. Вы можете напоить клиента дорогим кофе и посадить его у телевизора, пока трандите с другим клиентом. В конце концов вы можете одеть его в тапочки. Клиенты здорово охреневают от тапочек. Они охреневают от ковролина на полу и персонального туалета. Еще больше они впадают в ступор от домашних животных - это вам не рыбки в офисном аквариуме.
Можно встречаться с клиентами у них в офисе. Лично я этого не люблю, но ряд клиентов упрямо тащит в свои каморки с говенным кофе и у черта на куличках. Хороший офис нынче явление редкое, ибо ввалить, как мой товарищ в ремонт офиса четверть ляма рублей, может позволить себе не каждый. Но вариант для встреч с клиентами - хороший при отсутствии своего офиса.
Можно встречаться на нейтральной территории, например, в кафе. Это популярно на западе, в Москве и в Питере. Некоторых бизнесменов официантки кафешек знают по имени и даже знают некоторых их клиентов. Сам видел в Литве, как обсуждали деловые вопросы трое людей в костюмах с тремя ноутбуками. На мой взгляд, один из серьезных минусов - это несерьезность процесса. Второй минус - внешний шум. Третий - неприспособленность большинства кафе для деловых переговоров: нельзя разложить, не изговнячив, бумаги, легко пролить кофе на ноутбук и так далее.
Можно встречаться у поставщика или в офисе товарища. Один из моих клиентов принимал своих клиентов в магазине своего поставщика. Сам он - дизайнер интерьеров и такие встречи служили лучшим мотивом для покупки дорогих кухонь поставщика. Уж не знаю, сколько кухонь в итоге было куплено, но факт остается фактом - такой выход из ситуации возможен. Еще один мой клиент сидел в углу в магазине своего товарища - его бизнес был дистанционным (коттеджи на море, авто в аренду) и не требовал постоянного офиса, но иногда надо было встречаться с клиентами, что и делалось в чужом магазине.
Можно и не встречаться вовсе. Некоторых своих клиентов я никогда и не видел, но это не мешало иметь нам продолжительные деловые отношения. Но все-таки бизнес в России предполагает, как минимум, одну встречу. А нередко - постоянные встречи. Нравится бизнесменам потрандеть.
4) Офис для работников.
Вам-то офис, может, и не нужен, но вот вашим работникам он вполне может понадобиться. По крайней мере, я длительное время был уверен, что мне надо постоянно страпонить своих работников, чтобы дело делалось. Конечно, удобнее стоять за плечом работника и, так сказать, держать руку на пульсе производственного процесса. Но, как оказалось, это не обязательное условие для качественного выполнения работы.
Всех работников выгоднее держать на удаленке. Не всегда это возможно (иногда необходим прямой контакт с работником в течение всего рабочего дня), но в большинстве случаев есть технические решения. А контроль за выполнением решается рядом простых правил.
- Надо иметь возможность постоянного контакта с работником. Это достигается с помощью скайпа, аськи и телефона. В последнее время я стал внедрять подобие ERP на базе AppDocs Google - очень удобно набросать несколько задач в псевдоэкселе и дать возможность остальным ставить свои отметки вне зависимости от присутствия.
- Надо разбивать задачи на более мелкие. Решать глобальные задачи, тем более самостоятельно, способны немногие специалисты. Вот работаю я с Болверином, но иногда он уходит в такие дебри, что не достать - потому что своих мыслей слишком много, а должны быть только мысли постановщика задач. Поэтому как дело доходит до исправления ошибок - он делает все быстро и легко - там же задачи конкретные и мелкие.
- Надо или самому быть проект-менеджером или иметь лиц, способных осуществлять организационный контроль над выполнением отдельных задач и сведением их в одно целое. Даже в офисе это сложная задача, а на удаленке все сроки вытягиваются вдвое. Поэтому всегда важно уметь точно рассчитать сроки выполнения.
- Работать надо с постоянными людьми. Поэтому я крайне негативно отношусь к сервисам вроде фриланса - работника там найти еще куда ни шло, но выполнять работы каждый раз через тендер - увольте. Я лучше буду работать с тем, кто дороже и хуже, но уже знает всю кухню, чем заново проходить этот ад с обучением.
5) Офис, как пафос.
Для многих играет роль вопрос "а где у тебя офис". Проще всего называть адрес. Не с точностью до квартиры, а улицу и дом. После этого 70% удовлетворятся. И то хорошо. Оставшимся 30% придется пояснить, куда им надо приехать, или как-то объяснить, почему вам придется встретиться в кафе.
Да, это некоторых отпугивает. Но в моей практике за последние годы почти не было случаев, чтобы из-за этого сорвался заказ. Хотя стоит отметить, что новичку надо брать и офисом, и костюмом. Если нет опыта и красноречия. В этих случаях хороший вариант - угол или коворкинг.
А что касается пафоса, то поверьте мне, я знаю, как завидуют офисные работники тем, кто работает дома. Они бы и рады работать также, но кто же им позволит. А владельцы бизнеса, как правило, относятся лояльно к такому варианту офиса - многие начинали с каморок без света и воды, так что их ничем не проймешь. Кроме того, не знаю как в Москве, а у нас мнение "фу, босяк, не заработал себе на офис" почти исчерпало себя. Тем более, что такой пафос легко восполним хорошей обстановкой в квартире, дорогим телефоном, часами, техникой и, конечно, работой.
Я знаю достаточно большое количество компаний, которые вышли из квартир. Там на западе компании начинаются в гаражах, а у нас - в квартирах. Нужны примеры? Тот же Битрикс в свое время сидел в однокомнатной квартире.
Работайте дома! Главное, не забывайте, что вы в этот момент - на работе!
-----------
Хотите сделать ретвит статьи? Обратите внимание на кнопку ретвита перед комментариями в подробном просмотре статьи. Достаточно одного клика!
-----------
Продолжаем публиковать постовые в ответ на ссылку на мой блог:
Херомант и
Вебикус пиарят наши продукты, а я пиарю их. Ссылайтесь на блог и когда он попадет в поиск яндекса, вы увидите здесь постовой. Кстати, движение дилеров набирает ход. В июле на дилеров пришлось 52% от всех продаж. Дилером может стать любой член клуба. Подробнее об этом
здесь.
---------------------------------
Подпишись на обновления в блоге одним кликом! Читать на твиттере! :: Реклама в блоге