Многим кажется, что для стартапа достаточно хорошей идеи, удачи и хорошего организатора. Однако, это не так, хоть и немаловажно. Идея, кстати, может быть плохонькой или клонированной. Удачи может вовсе не быть. Организатор? Да где их взять? Стой на каждом углу организаторы, мир бы захлебывался от стартапов, претендующих на мировое господство.
Стартапу нужен план. Вначале он, может быть, и не нужен, так как неясно, куда вообще полетит запущенный проект. Но как только пошел спрос, появились требовательные потребители, уже можно и нужно что-то планировать. Не припомню ни одного проекта, где участвовал, который бы не изменился после первых покупателей. Всегда кажется, что ты главный, ан-нет, потребитель приходит и ставит тебя на место, и стартап меняется до неузнаваемости и полного несоответствия в деталях с первоначальной идеей. Хорошо, если дух идеи остается. Бывает, что приходится и с ним расставаться, как в случае с первыми версиями Эппловских компьютеров, когда идею с расширением возможностей персонального компьютера в итоге взял себе IBM.
Стартап требует выдержки и равновесия в тяжелые моменты. Да и не только в тяжелые, но и в моменты успеха. Легко сорваться и изменить плану, начать тратить миллионы или занимать те же миллионы в долг. А остановиться потом уже никак, да и негде - так далеко отходишь от выбранной когда-то дороги, что уже и сам не понимаешь как и зачем тут оказался. У любого стартапа есть цель: взять долю рынка, заработать ХХХ денег, нарубить капусты и развалиться, обеспечить безбедную старость - да мало ли. Вот только к каждой цели ведет всего одна дорога. И можно по этой дороге плестись или бежать, но сходить - это значит по сути убить стартап, так как там, за дорогой уже другие пути, другие стартапы.
Стартап надо дожимать. В каком-то смысле это следствие предыдущего тезиса. У тебя не получается, но ты делаешь новый подход и дожимаешь. Или еще один подход. Или снова. И пусть кровь течет из ушей и носом, но надо дожать или все предыдущие усилия были зря. Очень много стартапов сломалось не потому, что были плохи, а просто вдруг менялся руководитель проекта, а новый не видел, зачем дожимать. Да и что дожимать не видел. Слепы инвесторы, которые покупают сырой стартап и отпускают вдохновителя, предварительно не выжав из него все, что он может. Я бы вообще покупал стартапы только с обязательным договором с основателем отработать не менее трех лет на проект после сделки.
Стартапом надо жить. Идея - дело хорошее, но просто придумать и дать направление движению - мало. Надо вживаться в проект. Лучшие проекты - те, которые сделаны с душой. Ибо системы там нет. Она появляется много позже. А до тех пор проект жив только душой своего создателя. И пока он, создатель, будет жить в синергии с проектом, они будут ломать математику, делая 1+1=3. Когда начнет появляться система, а это от года до пяти лет в зависимости от масштаба и сложности проекта, тогда можно постепенно забирать душу себе обратно. Проект не развалится. Он, конечно, похолодеет, но трудно говорить о душе там, где работают сотни человек, воспринимающих свою миссию в компании каждый по своему.
В любом стартапе должен быть только один лидер. Отцов может быть много, проповедников - еще больше, но лидер, гуру, отец - только один. Именно потому у Майкрософта есть Гейтс, у Эппла - Джобс. У любого удачного стартапа только один лидер, хотя отцов много больше. У успеха всегда много отцов. Но где бы они были, если бы не шли за своим лидером, доверяя его чутью? Команда тоже нужна. Но когда нет лидера, начнется или перетягивание одеяла, или просто никто ничего вообще делать не будет. Или будьте лидером, или успокойте свои амбиции ради большего успеха. Порулить системой возможность представится. Главное дожить до того, как стартап начнет в нее превращаться.
У стартапа должны быть деньги. Будут они браться из оборота, от инвесторов или за счет кредита в банке - не важно. Но если их нет, то не будет рекламы, не будет поддержки сотрудникам низшего звена, не будет средств производства. Основатель может работать за идею очень долго. А вот остальные - нет. Какая бы команда не была сплоченная, остановить ее от распада в случае нехватки средств сможет только еще более плохая обстановка в стране в целом. Первые сотрудники КД-Лаб (Самогонки, Периметр) почти год работали за копейки, пока каким-то чудом не получилось продать первую игру. Но им просто некуда было пойти, в стране был кризис и безденежье, а в студии - интересная работа и перспектива. Семьи терпели, ибо все равно деваться было некуда.
И, конечно, стартапу нужна осязаемая цель. Трудно строить планы и привлекать сотрудников, если ты даже сам себе не можешь объяснить, чем собираешься заняться. Можно топить свои мысли в карнавале веселья, но никто не даст денег за твою работу, если не понимает, зачем ты ее делал. Фейсбук стал из игрушки бизнесом тогда, когда первый инвестор разглядел в нем возможности для бизнеса - контроль над общением миллионов людей это очень сильный инструмент для любого бизнеса. По сути фейсбук сделал мечту о переписи и сортировке населения планеты реальностью, а потом стал продавать это своим клиентам. Идеальный маркетинговый инструмент. А вот в фактруме я не могу разглядеть никакой идеи - наверно, поэтому его создатели имеют хороший траффик и не имеют понятия, как на нем зарабатывать. Просто интересный проект, но в общем-то никому ненужный. Завтра придет другой такой же и займет его место. Рынок "а вот интересно" простой и быстроменяющийся рынок, интересный только издателям, но практически неинтересный самому потребителю.
Делайте стартапы, живите ими, превращайте в систему, ищите деньги. Удачи вам! И попутного ветра под хвост.
Стартапу нужен план. Вначале он, может быть, и не нужен, так как неясно, куда вообще полетит запущенный проект. Но как только пошел спрос, появились требовательные потребители, уже можно и нужно что-то планировать. Не припомню ни одного проекта, где участвовал, который бы не изменился после первых покупателей. Всегда кажется, что ты главный, ан-нет, потребитель приходит и ставит тебя на место, и стартап меняется до неузнаваемости и полного несоответствия в деталях с первоначальной идеей. Хорошо, если дух идеи остается. Бывает, что приходится и с ним расставаться, как в случае с первыми версиями Эппловских компьютеров, когда идею с расширением возможностей персонального компьютера в итоге взял себе IBM.
Стартап требует выдержки и равновесия в тяжелые моменты. Да и не только в тяжелые, но и в моменты успеха. Легко сорваться и изменить плану, начать тратить миллионы или занимать те же миллионы в долг. А остановиться потом уже никак, да и негде - так далеко отходишь от выбранной когда-то дороги, что уже и сам не понимаешь как и зачем тут оказался. У любого стартапа есть цель: взять долю рынка, заработать ХХХ денег, нарубить капусты и развалиться, обеспечить безбедную старость - да мало ли. Вот только к каждой цели ведет всего одна дорога. И можно по этой дороге плестись или бежать, но сходить - это значит по сути убить стартап, так как там, за дорогой уже другие пути, другие стартапы.
Стартап надо дожимать. В каком-то смысле это следствие предыдущего тезиса. У тебя не получается, но ты делаешь новый подход и дожимаешь. Или еще один подход. Или снова. И пусть кровь течет из ушей и носом, но надо дожать или все предыдущие усилия были зря. Очень много стартапов сломалось не потому, что были плохи, а просто вдруг менялся руководитель проекта, а новый не видел, зачем дожимать. Да и что дожимать не видел. Слепы инвесторы, которые покупают сырой стартап и отпускают вдохновителя, предварительно не выжав из него все, что он может. Я бы вообще покупал стартапы только с обязательным договором с основателем отработать не менее трех лет на проект после сделки.
Стартапом надо жить. Идея - дело хорошее, но просто придумать и дать направление движению - мало. Надо вживаться в проект. Лучшие проекты - те, которые сделаны с душой. Ибо системы там нет. Она появляется много позже. А до тех пор проект жив только душой своего создателя. И пока он, создатель, будет жить в синергии с проектом, они будут ломать математику, делая 1+1=3. Когда начнет появляться система, а это от года до пяти лет в зависимости от масштаба и сложности проекта, тогда можно постепенно забирать душу себе обратно. Проект не развалится. Он, конечно, похолодеет, но трудно говорить о душе там, где работают сотни человек, воспринимающих свою миссию в компании каждый по своему.
В любом стартапе должен быть только один лидер. Отцов может быть много, проповедников - еще больше, но лидер, гуру, отец - только один. Именно потому у Майкрософта есть Гейтс, у Эппла - Джобс. У любого удачного стартапа только один лидер, хотя отцов много больше. У успеха всегда много отцов. Но где бы они были, если бы не шли за своим лидером, доверяя его чутью? Команда тоже нужна. Но когда нет лидера, начнется или перетягивание одеяла, или просто никто ничего вообще делать не будет. Или будьте лидером, или успокойте свои амбиции ради большего успеха. Порулить системой возможность представится. Главное дожить до того, как стартап начнет в нее превращаться.
У стартапа должны быть деньги. Будут они браться из оборота, от инвесторов или за счет кредита в банке - не важно. Но если их нет, то не будет рекламы, не будет поддержки сотрудникам низшего звена, не будет средств производства. Основатель может работать за идею очень долго. А вот остальные - нет. Какая бы команда не была сплоченная, остановить ее от распада в случае нехватки средств сможет только еще более плохая обстановка в стране в целом. Первые сотрудники КД-Лаб (Самогонки, Периметр) почти год работали за копейки, пока каким-то чудом не получилось продать первую игру. Но им просто некуда было пойти, в стране был кризис и безденежье, а в студии - интересная работа и перспектива. Семьи терпели, ибо все равно деваться было некуда.
И, конечно, стартапу нужна осязаемая цель. Трудно строить планы и привлекать сотрудников, если ты даже сам себе не можешь объяснить, чем собираешься заняться. Можно топить свои мысли в карнавале веселья, но никто не даст денег за твою работу, если не понимает, зачем ты ее делал. Фейсбук стал из игрушки бизнесом тогда, когда первый инвестор разглядел в нем возможности для бизнеса - контроль над общением миллионов людей это очень сильный инструмент для любого бизнеса. По сути фейсбук сделал мечту о переписи и сортировке населения планеты реальностью, а потом стал продавать это своим клиентам. Идеальный маркетинговый инструмент. А вот в фактруме я не могу разглядеть никакой идеи - наверно, поэтому его создатели имеют хороший траффик и не имеют понятия, как на нем зарабатывать. Просто интересный проект, но в общем-то никому ненужный. Завтра придет другой такой же и займет его место. Рынок "а вот интересно" простой и быстроменяющийся рынок, интересный только издателям, но практически неинтересный самому потребителю.
Делайте стартапы, живите ими, превращайте в систему, ищите деньги. Удачи вам! И попутного ветра под хвост.