Как ни странно, с творчеством Хайнлайна знакомы не так уж много людей. Хотя именно по его книгам, надо сказать, не лучшим, сняты "Звездный десант" и "Кукловоды".
Хайнлайн написал огромное количество романов, повестей и рассказов. Пик его творчества пришелся на 70-80 годы. Именно тогда были написаны наиболее эпохальные его романы, часть которых была награждена Хьюго и Небьюла, своего рода Оскарами и Знаками Качества в фантастике. Более того, некоторые считают, что Хайнлайн оказал немалое влияние на движение хиппи, что лишний раз подчеркивает его умение создавать именно психологические шедевры.
Да-да, Хайнлайн хотя и работал преимущественно в жанре Science Fiction, все-таки сегодня был бы отнесен к довольно популярному и развивающемуся жанру психологической фантастики. На первом месте у автора всегда люди и только потом технологические особенности эпохи.
С другой стороны, Хайнлайн очень разнообразен. Я бы сказал даже, что у него нет какого-то один раз и навсегда выбранного направления. Хайнлайн писал и подростковые романы, и чистую научную фантастику, и альтернативную историю, и боевую фантастику. Именно эти романы снискали ему славу, вспомним голливудское кино. Но его фишкой всегда было умение простым языком повернуть историю так, что и в голову не придет, как это стало возможным.
Самый лучший роман всех времен в исполнении Хайнлайна - это "Чужак в чужом краю". С него строго воспрещается знакомиться с этим писателем. Прочитайте для начала пяток его более простых романов из раннего. Только не из позднего, где Хайнлайн ударился в глухую философию и забыл напрочь про действие. И только затем выгоните всех из своей комнаты, засядьте под настольную лампу в удобном кресле и насладитесь этим романом.
Чужак - история о юноше, который вырос на Марсе, но волею судеб был возвращен на Землю. Он многого не понимает, его удивляет все вокруг и он поразительно доверчив. В итоге он создает собственную религию и становится ее первым апостолом, погибая под камнями нападающих на его церковь. Это вкратце. Но на протяжении трехсот страниц вы будете анализировать и сопоставлять то, что происходит вокруг вас: религию, вмешательство государства в личную жизнь, мифическую незыблемость моральных норм. И то, как легко и просто можно стать выше всего этого. Это роман, который вы обязательно должны прочитать.
Хочу отметить еще два романа - это "Двойная звезда" и "Туннель в небе". Первый - в чистом виде психологическая фантастика: попадает в аварию политик, и, чтобы сохранить статус кво, актера превращают в политика. Он, обычный и простой человек, на протяжении романа превращается в политика, вершителя судеб. И когда в конце фильма политик все-таки умирает, актер остается им, потому что и в самом деле им стал.
Второй роман - о взрослении. Юноши и девушки проходят экзамен на выживание на планете-полигоне. Им поначалу невдомек, что произошла авария и они на годы потеряны для своих близких - переход между мирами разорвался. В итоге главному герою приходится примерить на себя пояс лидера, чего он сторонится в силу разных причин: от возраста до стеснительности.
В центре всех романов Хайнлайна - борьба человека с самим собой. И, как в жизни, всегда выигрывает простейший вариант из возможных. Герои Хайнлайна побеждают не вопреки, а потому что так и должно быть - если ты делаешь, то обязательно побеждаешь. В романах автора действительно очень мало побед по случайности, очень свойственных российской фантастике, когда манна с небес решает исход борьбы или битвы. Всего его герои добиваются сами. И это, надо сказать, очень мотивирует.
Еще Хайнлайн относится к тем редким авторам, которых хочется перечитывать. Некоторые его романы я прочитывал по пять и более раз. Второй момент, Хайнлайн очень просто пишет. Нет, у него достаточно богатый язык, но он не создает тяжеловесных абзацев, не преследует целью описать окружающее до мельчайших деталей. Его приятно и легко читать даже в плохом переводе, чего не скажешь, например, о Стругацких или Лейбере.
Это автор, которого вам надо, как минимум полистать. Но я думаю, что вы не на шутку им увлечетесь. Да, в последние годы Хайнлайн стал больше времени уделять философии бытия в своих романах. Но эти романы всегда можно оставить на потом. Ведь истинный мастер не станет что-либо произносить зря. Если он решил, что часть его мыслей должна выйти в паблик и жить вечно, значит, это что-нибудь да значит.