Не понравилось налоговой, что мой убыточный филиал не платит налоги. Теперь они ебут мозг бухгалтеру. Я философски за этим слежу. Интересно только, сколько вкатают пеней и штрафов. Если много, проведу процедуру банкротства. Хотя хез.
Посему как-то в тему пост про организацию бизнеса. Люди на чужих ошибках не учатся, но, быть может, кому-то и поможет.
Чтобы открыть фирму ума большого не надо. Нынче открытие ООО стоит 3-5 тыс. за услуги юриста (включая печать), 1500 госпошлина, 1000-1500 за открытие счета банку. Уставной капитал можно имуществом - компьютер к примеру.
Проблемы начинаются потом. Сначала надо определиться со схемой налообложения. Их, если грубо, три - с НДС и упрощенка. Что такое фирма с НДС я уже основательно подзабыл, да оно нам и не важно. А вот упрощенка бывает 6% с вала или 15% с прибыли. Еще бывает вмененка, но для услуг она малоприменима. Вмененка - это когда платится фиксированный налог независимо от вала. Вмененка бывает на кол-во работающих или на торговую площадь (кол-во кв.м.). Вмененку используют в основном для магазинов.
А вот в услугах применяют упрощенку. Какой вариант выбрать - легко понять. Если маржа на услуги (разница между приходом и расходом) более 15-20%, то можно остановиться на 6%. В ином случае лучше присмотреться на 15% с прибыли. С пятнашкой тоже свой геморрой. Не всякий расход можно притянуть как расход - за это сейчас и трясут мою фирмочку в другом городе. Пытается налоговая увеличить налооблагаемую базу. Учитывая, что мы показали в первый год 20% прибыли и заплатили с вала в 500 тыс.руб. почти 30 тыс. налогов (чуть не убил бухгалтера), я с трудом понимаю, что им там не нравится.
Другая обязательная статья расходов - бухгалтерия. Я предпочитаю работать с удаленщиками. Я их не вижу, они работают. Удобно и относительно недорого. Такие услуги на одну фирму стоят сейчас 7 тыс.руб. Следующий расход - налоги. Кроме налога по упрощенке еще есть налоги на зарплату, а она должна быть. Причем не меньше чем в среднем по отрасли.
Еще один подводный камень в работе по пятнашке - если у вас прибыль ноль, то все равно надо забашлять 1-1.5% налога на прибыль. При хороших оборотах - это приличная сумма. Тем более, что платишь ее зимой и узнаешь как-то вдруг - сколько платить.
Следующие расходы: связь и аренда помещения. Все последние мои проблемы были так или иначе связаны с необходимость платить за офис. Слишком дорого за ненужную площадь выходило. Но в целом наличие офиса полезно, особенно на первоначальном этапе, когда нужно не столько делом и умом доказывать, сколько костюмом и офисом.
Все другие расходы увязаны на офис: интернет (зачастую в здании монополия одного оператора), телефоны, уборщица. Это минимум. В некоторых центрах платят за охрану, парковку, таблички, указатели и пр.
Вот и получается, мы еще ничего не произвели, а трат уже набежало:
--------------------------------
Бухгалтер - 7000
Офис - 18000
Уборщица - 1000
Интернет - 2000
Телефоны - 1000
Канцтовары - 1000
Налоги на зарплату (при одном работающем в 12 тыс.) 26% - примерно 4000
--------------------------------
34000
Расчет заведомо неверный, поэтому вводим поправочный коэффициент 1.2 - есть такое правило в бизнесе "все равно будет дороже".
40800
Теперь подумаем, сколько хотим положить себе в карман. Допустим, справедливая цена своего труда это 30 тыс. (12 в белую, остальное - ну сами понимаете).
70800
Теперь прикинем рекламный бюджет. Его может и не быть. Но опыт показывает, то 10 тыс./мес. вы так или иначе в среднем будете тратить. На всякую фигню вроде визиток, табличек, справочников и пробных выстрелов в СМИ.
80800
Вот. Эти бабки нам надо заработать. Допустим, мы клепаем сайты и маржа у нас 100% (тоже неверно, есть ведь сторонние услуги - хостинг, домены, прокачка по каталогам и пр.). Тогда надо еще заложить налог на прибыль. Если каким-то чудом нам будет удаваться прятать прибыль, то +800руб./мес., если нет +12120руб./мес. (если вообще все вчерную платить). Мы будем типа честными.
Ну вот. Мы ничего не сделали, а должны уже с первого месяца клепать по 4 сайта по 20-25 тыс. Цифра близка к нереальной. Поскольку мы исходили из персонала в 1 человека. 1 человек больше 1-2 таких заказов в месяц не соберет. Поэтому раздуваем штат на вебмастера. И теперь нам надо уже 5-6 сайтов. Мой опыт показывает, что один человек сможет собирать 5 крупных заказов. Спустя год. Значит, нам нужно год жить на свои. Т.е. вот мы и вычислили стартовый капитал: 1 млн.руб. или 40 тыс.баксов.
Все оценки очень приблизительны и скорее показывают логику подсчетов нежели отражают реальную ситуацию. В любом случае, прежде чем ввязываться в бизнес, возьмите листочек и посчитайте все. И делите свое самомнение (столбик "приход") надвое - заказы с неба не падают - они добываются кровью и потом.
В конце этого поста я приведу ряд примеров реальных убыточных бизнесов с легким разбором допущенных ошибок.
В прошлом году я запустил два бизнеса: веб-студия в другом городе и вендинг (кофейные аппараты). Первый только начал выходить из дауна. Я просчитался прежде всего с арендой. Точнее был тупо подставлен партнером, в какой-то момент на меня свалились обязательства по оплате ЕГО задолженности по аренде (мы разместились в старом офисе его компании). А съехать я не мог - арендодатель не выпускал нас с техникой. В остальном был нормальный рост и если бы я не прекратил финансирование, то была бы у меня не менее успешная веб-студия, чем в родном городе. Сейчас все расходы минимизированы, есть проблемы с налоговой, но удалось сохранить заказчиков и ядро коллектива. Началось движение вверх по заказам. Плюс я сливаю в филиал свои заказы на изготовление, чтобы не простаивали. В общем, вырулил. Но все-таки у нас там серьезные долги, на выплату которых мне еще надо заработать.
С вендингом все проще. Просчет был допущен именно из-за нарушения бизнес-плана. Я с двумя партнерами открыли для себя новую и довольно перспективную нишу: поить людей кофе. Действительно интересный бизнес. Но он имеет довольно низкую валовую доходность (хотя маржа приличная - до 200%). И бизнес становится нулевым при 5 аппаратах, а прибыльным при 10. А мы купили 2. Потестить. :) В итоге сейчас 4, но предприятие работает все равно в минус (поигрались, бляхо). Ищу инвестора (или покупателя) и пока подкармливаю с основного бизнеса. Партнеры отвалились и вендингом я сейчас занимаюсь один. Точнее, занимается им техник. Я только бабки считаю. :)
У меня на обслуживании по рекламе есть ресторан. Хороший ресторан, но вот хозяин сэкономил на интерьере, зарплате, концепции, рекламе - на качестве услуг. В итоге ресторан несет кошмарные убытки. И мы с управляющим партизанскими методами тайком от хозяина пытаемся его сделать лучше, ибо денег на переоформление зала нам не дают. В общем, я работаю на данный момент за идею - очень уж хочется сделать этот ресторан популярным - жирная будет галочка в портфолио. Вытолкнуть изначально (на стадии концепции) убыточный ресторан - хороший вызов моему самомнению. На ходу меняем концепцию, оформление, рекламный ряд, отношение персонала к процессу - медленно все и вязко, но как интересно.
Еще пример связан с оперативной полиграфией. Я начинал с покупки в рассрочку станка - печатной машины для оперативной полиграфии. Впоследствие контракт был перепродан. Однако, ничего не вышло и у второго и третьего хозяина данной машины. Проблема оказалась в переоценке рынка. Расходы - ого-го, а доходы копеечные - спрос не так велик и размыт между множеством конкурентов. На ту же мульку с оперативной полиграфией попалось немало рекламных компаний в свое время. В городе за 1 год появилось столько станков, что без заказов сидели порой даже лидеры рынка. У меня (посредника) вымаливали заказы. А уж какие демпинговые схемы я строил. :) Шантаж передачей в руки конкурента позволял делать на календарях больше чем сама типография. Хороший был год.