Спонсор нашей поездки: фольскваген пассат сс, 8 литров на сто километров. Машинка прошла за двое суток больше двух тысяч километров и ни разу не дала сбоев. Желающие купить именно ее, могут проследовать
по ссылке и сделать на нее заказ.
К вопросу о ценах на топливо в Германии. На снимке слева в евро.
Германия - это страна победившей альтернативной энергетики. Почти на каждой пятой крыше стоят фотоэлектрические панели, на всех полях между городами установлены гигантские ветрогенераторы: диаметр нижнего кольца примерно пять метров, а высота - 20-30 метров навскидку. Есть и целые поля из фотопанелей на каркасах. По местным данным 20% всего электричества в стране генерируется возобновляемыми источниками. Помимо ветро и солнечных установок есть еще, например, заводы по генерации и сжиганию газа, добываемого путем гниения кукурузы. Что-то типа ТЭЦ на естественном топливе.
Сам Гамбург, как и жители его населяющие, город как город. Если бы не вывески, то такую же картину можно наблюдать на улицах в любом городе Европы или России.
Этнический вопрос тоже, как мне показалось, остро в городе не стоит. Такого засилья африканцев и азиатов, как в том же Риме, в Гамбурге не наблюдается. Вот редкая картина, когда в центре города в кадр попали сразу двое темнокожих.
В городе очень многие ездят на велосипедах. Вообще в Германии даже на автобанах постоянно попадаются автомобили, где сзади два велосипеда на специальном багажнике. В городе хватает велодорожек, да и в целом тротуары в центральной части города чуть ли не шире дороги для автомобилей. На снимке велопарковка у железнодорожного вокзала.
Обменные велики. Садишься, едешь, паркуешься и идешь по своим делам. А в это время кто-то другой может взять этот велик. Но все эти велики под замком, а как попасть в программу обмена - выяснять времени не было.
Бомжи есть, как и в любом крупном городе. Вечером они смотрятся поколоритнее, отираясь в углах зданий на центральных улицах, а днем - как-то так.
С попрошайками тоже все отлично. Но только там, где есть туристы. Где их нет - нет ни бомжей, ни попрошаек.
Туристы в основном сами же немцы.
Но попадаются и такие группы.
Вообще немцы очень вежливые. Если ты куда-то наводишь фотоаппарат, то все пешеходное движение останавливается, чтобы ты сделал свой снимок. Это поначалу сильно напрягает, весь невольно съеживаешься от мыслей, почему вдруг человек тормознул перед тобой.
Главная достопримечательность Гамбурга - городская ратуша. Говорят, что там до сих пор располагается городская мэрия. А вообще Гамбург - редкий город в Германии, не закрепленный ни за одной из земель. Он вроде как сам по себе - крупнейший порт страны и один из важнейших транзитных пунктов Европы. Здесь располагается немало штаб-квартир крупнейших судоходных компаний мира.
Одна из особенностей Германии - это то, что в воскресенье ничего не работает. Все магазины, рестораны, кафе и предприятия закрыты. Не без исключений, но найти что-то работающее крайне затруднительно. И уж в любом случае все крупные магазины стоят на замке. Так что у немцев есть забавная привычка, которая проявляется даже если есть возможность зайти в магазин: долгое время пялиться в витрины. Говорят, что в воскресенье за этим наблюдать особенно забавно, но мы не успели это проверить.
Еще немцы любят митинговать. Буквально за несколько дней до нашего приезда полиция разогнала разрешенную демонстрацию нациков, а я застал акцию против убиения бродячих собак.
На двух фотках выше можно разглядеть одинокого стража порядка, наблюдающего за тем, чтобы никто ничего не нарушал. Митингующие мило что-то скандировали, смущенно улыбались, раздавали петиции и гладили пару бродячих собак, которых привели с собой. Полиция и общественность не вмешивались, журналистов не наблюдалось. В основном народ щелкал протестующих на свои фотики и проходил в торговый центр за их спинами.
Полиция вообще редкий гость на улицах Гамбурга. Вот этот парень в фуражке выше оказался единственным в дневное время, который попался мне на глаза. Про вечернее время будет отдельный разговор, но у населения здесь принято полицию слушаться. Если полицейский что-то сказал, то конфликт сразу рассасывался. На моих глазах группа пьяных подростков из 30-40 человек, празднующих победу своей сборной криками, усевшись на проезжей части, поднялась за тридцать секунд силами трех-четырех полицейских, которые попросили освободить проезд для автомобилей.
Пиво. Пиво в Германии хорошее. Но лучше сразу искать фирменные рестораны, а не шариться по вокзалам и забегаловках. Цены в ресторанах ниже, еда вкуснее, пиво дешевле и свежее.
Вечером мы поехали на Риппербан - местную улицу разврата. Днем там тишина и покой, а вечером движуха. Секс-шопы, пип-шоу, публичные дома, секс-кинотеатры и театры. Несмотря на яркие вывески особо это популярностью не пользуется. Зазывалы зазывают, но не особо навязчиво. Время от времени от стены отцепляется проститутка и пытается предложить свои услуги, но поняв, что тебе ничего не надо, возвращается на пост. Проституция в Германии официально разрешена. Но понятно с первого взгляда, что на Риппербан люди идут не за продажной любовью. Главное тут это движуха и атмосфера вседозволенности. Полиции тоже днем с огнем не увидишь.
Впрочем, мы приехали туда ровно в ту минуту, когда закончился матч Германия-Португалия, и по Риппербан народ потек из фанзоны в центр города. Это был настоящий бурлящий человеческий поток - навскидку 50-70 тысяч человек. Вся улица длиной в километр вдруг наполнилась орущими, скандирующими, плетущимися, останавливающимися и поздравляющими друг друга людьми. В основном молодежь, но хватало и людей среднего возраста.
Не обошлось и без инцидентов. Время от времени кто-то взрывал петарды и запускал салют. Время от времени кто-то с криками пробегал, расталкивая всех и вся: на моих глазах досталось бедному такси, которое стали раскачивать несколько подростков. Но в целом все было очень корректно. Пару раз толкнули в плечо, но я тут же слышал "сорри". Толпа медленно рассасывалась по заведениям улицы развлечений и растекалась по прилегающим улицам. Полицейские отирались в подворотнях группами по двадцать местных омоновцев и ничего не делали: улыбчиво смотрели на текущий людской поток. Еще несколько мотополицейских регулировали человеческий поток и автомобильный, чтобы те не пересекались.
Мы вернулись к своей машине, достали из-под дворника листовку, оставленную местной полицией. Общий смысл, насколько мы поняли, сводился к "полиция города Гамбурга вас предупреждает, что ая-я-яй, как нехорошо вот так нахально бросать машину в этом месте". Листовка была отпечатана типографским способом и ниже стояла именная печать "Марк" - полицейский Марк?
А вот так Риппербан выглядит при свете дня.
И по мелочи. Городские животные в Гамбурге. Не в зоопарке, просто в порту бегал.
Настенная живопись.
Кондоминиумы за городом. Домики весьма скромные по российским меркам: 80-120кв.м., и земли ровно на полоску вокруг дома.
Про немецкие автобаны надо смотреть уже не фото, а видео.
Скорость в 60-80км/ч на автобане воспринимается, как будто автомобиль еле плетется. Никаких ограничений скорости на автобане нет. Есть правила: едь в правом ряду, для обгона используй левый, который почти всегда свободен, если кто-то по нему не несется пулей. Если ты в левом ряду и видишь, что кто-то нагоняет, то снизь скорость и уйди вправо, пропуская лихача. Впрочем, немцы не так уж и любят гонять. Оптимальная скорость по расходу топлива для большинства машин - 100-120км/ч, вот правая сторона и занята в основном автомобилями на такой скорости, тем более, что машинки у немцев преимущественно эконом-варианты. Но попадаются и такие (стоянка у гамбургского магазина строительных товаров) - это не музей под открытым небом, люди пользуются ими в повседневных целях.
Общие впечатления от Германии: удивительная терпимость и дисциплинированность жителей. Сетуют на закрытость магазинов в выходные и гудят на дороге отнюдь не немцы из местных жителей. И в то же время открытые общительные люди, любящие и погулять, и помусорить. Другое дело, что они знают, что надо убрать за собой. Милая, приятная страна. В ней нет ничего, чтобы сказать "вау", но многим она за это и нравится. За соответствие принятым правилам как в обществе, так и законам. Как по мне, довольно тяжеловато жить под лозунгом "раз надо, так надо" во всех случаях. А немцы ничего, справляются.