Поскольку за несколько лет мне удалось создать и прикрутить биллинг к самым разным системам оплаты на примерно десятке-двух сайтов, то ко мне нередко обращаются с помощью в этих вопросах. Так что я решил одной статьей сразу убить двух зайцев - упорядочить свои мысли и отсылать людей уже к готовому материалу. А также дать вам очередной материал для размышления.
1) Бартер.
Это самый простой способ. Опробован мной в период создания собственного сайта знакомств. Прием денег шел таким образом: я давал людям возможность передавать мне номера карт оплаты за мобильную связь, а также за интернет. После использования данных карт, я начислял им валюту на сайте. Позже я особо доверенным лицам давал просто свой телефон и они его пополняли. И до сих пор, если кому-то надо пополнить эккаунт, он скорее пополнит мне телефон, чем пошлет смс.
Плюсы: максимальная прибыль. Если стоимость карты - 100 рублей, то ты получаешь 100 рублей на счет без вычетов.
Минусы: отсутствие возможностей автоматизировать процесс - а следовательно скорости процесса, если покупателей будет больше, чем у вас расходов, то придется искать куда девать излишек
2) Оплата по СМС.
На данный момент самый популярный способ оплаты в рунете. Он довольно прост в реализации. Клиент шлет смс на платный номер, смс попадает к оператору связи, он снимает сумму со счета клиента и передает смс контент-провайдеру, тот обрабатывает смс и передает ответ клиенту (например, секретный код). Возможности безграничны. Я реализовывал и реализую самые хитрые системы по обработке смс: связка смс+серверный код может делать просто фантастические вещи.
Плюсы: мгновенность, разнообразность. По смс могут передаваться данные, могут оплачиваться услуги, может генерироваться код, может создаваться какой-то объект - например, анкета и т.д. И все это происходит в режиме реального времени.
Минусы: большие потери в деньгах. Реально на руки получаешь от 25% до 70% от стоимости продукта или услуги. Т.е. книгами или дисками через смс не поторгуешь. Причем, в большинстве случаев ваша доля не превысит 40% - 70% остается только на самых дорогих тарифах. То, что пишут некоторые порнопартнерки - 80% - это 80% от их доли, которая обычно составляет 70% от цены смс, т.е. ваша максимальная прибыль с такой партнерки - примерно 40% от цены смс.
Вторая проблема - в фиксированности тарифа. Т.е. если тариф на 10 рублей, то снимется именно 10 рублей. Это ограничивает возможности по быстрому приобретению товаров с разной ценой или товаров с высокой ценой. Решается данная проблема, например, вводом внутренней валюты на сайте. Т.е. смсками клиент пополняет свой счет в тугриках, а за товар расплачивается уже тугриками.
3) Оплата через вебмани и прочие электронные деньги (ЯД, е-гулд и т.д.).
Тоже популярный метод расчетов. Жаль, что популярен он, в основном, среди вебмастеров и редко встречается даже среди постоянных клиентов фрилансеров. Т.е. магазин на базе вебмани будет интересен только весьма специфичной аудитории.
С другой стороны, сами системы стараются популяризировать свою систему в широких массах. К примеру, вебмани можно вводить через банк и терминалы мгновенной оплаты, а спектр применения за последние годы сильно расширился. В частности мерчант - платежный терминал для интернет-магазина, теперь очень прост в установке.
Плюсы: мгновенность, нет ограничений по сумме.
Минусы: чтобы заплатить в электронной валюте, надо превратить обычные деньги в нее. Это не всегда просто во всех смыслах. Т.е. широкого распространения этот способ не имеет и существует в основном, как способ расчета между вебмастерами и теми, кто приобретает в основном информационно-электронные услуги.
4) Кредитные карты.
В последнее время людей, обладающих крохотным кусочком пластика, становится все больше. У меня лично их почти десяток и я планирую увеличить число подключенных банков. А следовательно если на карте есть деньги, то человек может рассчитаться в интернете.
Основной сдерживающий фактор для развития этого способа оплаты до этого была сравнительно малая обеспеченность населения картами, а сейчас - вебмастеров биллингами. На всю Россию можно назвать только два приличных биллинга: это компания Ассист (дочка Альфа-банка) и КиберПлат (банк Платина).
Схема перегона денег при платеже картами следующая: в банке, принимающем платеж, открывается транзитный счет на вашу компанию. Клиент платит, деньги снимаются с карты и зачисляются на транзитный счет. Два-три дня они там вылеживаются, потом переводятся уже на ваш счет в вашем банке. Поскольку прозвучало магическое слово "счет" - это подразумевает необходимость иметь юрлицо для создания такого способа оплаты на сайте.
За такую работу банки берут абонплату и процент с транзакции. Иногда с транзакции взимается не процент, а фиксированная сумма. У всех разные условия. Я изучал и российские системы и западные. У нас еще по-божески берут 2-5% с платежа (обычно чем мельче платеж, тем выше процент). На западе в некоторых биллингах взимается до 15-20%.
Кроме того, надо помнить о манибэке. Обычно в течение 45 суток клиент может подать заявление о возврате средств. Вы их платить не будете, но они будут удержаны с ваших будущих платежей.
Одно из нетрадиционных использований такого метода - оплата выставленных счетов. Для клиента на основе счета формировалась страничка с одной кнопкой - Оплатить. При ее нажатии он переходил на сайт биллинга с жестко фиксированной суммой для оплаты.
Еще следует сказать, что биллинги по кредитным картам бывают с плавающей суммой платежа и с фиксированной. Последнее означает, что на каждый товар, вам придется создавать в биллинге отдельную платежную позицию. А плавающая сумма - это любая сумма, т.е. в биллинге вы будете видеть только движение средств, но никак не товаров.
Плюсы: мгновенность, нет ограничений по сумме.
Минусы: много геморроя с прикруткой системы (и с технической стороны, и с организационной), особенно в России.
5) Оплата наличными по факту.
Этот способ особенно часто используется пиццериями, цветочными магазинами, магазинами техники, если они торгуют в пределах одного города. Т.е. товар привозится к клиенту домой, при нем пробивается чек (если спросят), клиент оплачивает. Быстро и удобно. И много налички сразу.
Плюсы: быстрота и деньги наличными сразу.
Минусы: высок процент отказа. Т.е. товар привезли, но клиент не стал забирать, или вообще кто-то пошутил. Опять же из-за работы с наличкой у наемных работников часто возникает соблазн как-то наколоть работодателя. Не стоит забывать и более серьезных проблемах при работе с наличкой - необходимостью вести кассу и сдавать/принимать наличность.
Открываете или хотите открыть свой магазин, но не знаете как принимать деньги? Остались вопросы? Задавайте.