В нашем городе нет здания цирка. Но уже давно, лет десять, может, есть шапито: металлоконструкция, обшитая тентом. В общем, сарай сараем. Так что ни разу не загорелось желания туда сходить. Хотя, как я уже писал, я 8 лет занимался цирком полупрофессионально и люблю это дело. Но тут дочка просто
"хочунемогу в цирк" и жена где-то по случаю надыбала купон на второе лицо. Так что я был выбран соглядатаем при детях - супруга к цирку холодна. Пошли.
Цирк встретил нас лавочками с сувенирами-игрушками-животнымидляфото. Мы быстро проскочили эту ярмарку - детям такие вещи показывать опасно, отстояли очередь в туалет - два пласмассовых домика-экотуалета и вошли в шатер. Запах, не передать. Упасть не встать. Запах тухлой рыбы. Смесь пота посетителей, животных, чего-то еще - глаза не режет, но нос свернулся трубочкой вовнутрь. Вентиляции, конечно, нет. Ну, думаю, попал.
И тут началось. Честно, не ожидал. Уровень очень хороший. Я бы сказал даже больше - достойный. Начиная от жонгляжа и эквилибра до воздушных гимнастов. Все это упаковано в отработанный до мелочей сценарий, отчего все представление смотрится на одном дыхании. Честно, я в восторге. Я не писаюсь от радости, но ради торжества, творившегося на сцене, я решил применить превосходную степень в статье.
Степень качества представления лучше всего измерять на детях. Оба отсмотрели первое отделение на ура. При том, что в кино им скучно, а в театре они начинают баловаться уже через полчаса после начала - это отличный показатель. Во втором отделении малой срубился - но он всегда в это время срубается. А вот дочка досмотрела представление до конца и на все вопросы отвечала, что понравилось решительно все.
В контракте мы потратили время в очереди за сладкой ватой. Как раз двадцать минут и стояли.
А в это время на сцене цирковые монетизировали манеж, катая за денежку на лошади и на воздушных качелях - смазанные силуэты можно рассмотреть на фото.
Вот что действительно расстроило, это степень монетизации цирка. Деньги выжимаются решительно из всего. Начиная от игрушек-шариков втридорога до фото с пингвином - 200р. фотка. Когда мы только собирались входить, возле ворот спорили мамаша и билетеры. Мамаша пожалела 500 рублей на себя и запустила ребенка одного, а потом спохватилась, что дитенок, может, не сел, может, растерялся - и пыталась прорваться за ворота проверить. А билетеры стояли стеной, объясняя - купите билет и проходите. И жалко мамашу, и с другой стороны как-то некрасиво за цирковых. Могли бы и сходить с мамашей за руку, проверить.
А вот понаблюдать за цирковыми было любопытно. Их было много и все в тельняшках - тема представления "Морское царство", так что было легко выцепить цирковых из толпы. Самые разные возраста. От подростков до пенсионеров. Не зря говорят, что цирковые живут и умирают в цирке - это особый стиль жизни, от него нельзя уйти, если подсел.
Девчонки из шоу-балета - это зачот, парни! В жопу стриптиз. Так как они танцуют - никакой стриптиз не нужен. Фигурки точеные, гибкие, улыбчивые. Сверхсногсшибательно.
Вторым номером шел жонглер-эквилибрист. Жонглировал он тремя, пятью шарами, потом в отскок от стола шестью мячами. А дальше он полез на катушки. Жаль снимать нельзя было - я честный, авторских прав стараюсь не нарушать - но представьте цилиндр на цилиндр и так далее и сверху доска. И сверху человек. И я так стоял - это был мой сольный номер в студии. И главное, мы оба так хуево стояли на пяти катушках, правда, я еще хуже - жонглировать на пяти я не мог.
Байка от Никулина по поводу жонгляжа из его книги "Тринадцать троллейбусов клоунов":
Один человек пришел в цирк и сказал, что делает сногсшибательный номер. Он двадцать лет тренировался жонглировать спичками и научился делать это виртуозно: тремя, пятью, девятью. Все в шоке - конечно, конечно, давайте номер в программу. Артист выступает - и весь номер тишина. Выступает второй раз - опять провал. А потом ему объяснили, что зрителям не видно: ну шевелит он руками, а что там на самом деле - непонятно. Номер в итоге сняли, а человек с горя повесился.
А вот что меня убило, это воздушные гимнасты. Они были на лонже (страховочный пояс - в России запрещено без него выступать на высоте), но все равно сердце замирало при бросках. Ведь понимаю, что вытянут страховщики, но серце замирало не от броска, а от того, что такой номер может сорваться одним нелепым движением - просто не успел подставить руку. Вот так смотреть тому, кто понимает, как это сложно на самом деле.
И лидер выступления - это клоун Май. Клоун-коверный (коверный - тот, кто выходит на арену - ковер между выступлениями) - это главный человек в цирке. Я оттрубил коверным года три, пока по возрасту не вышел в эквилибр и меня сменил мой брат. Так что знаю, как сложно - быть им. Стоит не поймать эмоцию зрителя и ты провалился. Да и какой артист выходит столько раз за одно выступление? Никто. Только распорядитель-конферансье и коверный. От них двоих зависит - будут ли смотреть, будет ли подготовлена психологическая почва для следующего номера.
Я с трудом переношу клоунов. Для меня есть один эталон - Никулин. Провинциальные клоуны - это сложный тип. Об этом много у Никулина написано. Нередко это обиженные жизнью люди, которые много пьют, занимаются плагиатом и ум компенсируют пошлостью. Вот примерно такого типа я ожидал увидеть на сцене. Фигушки. Несмотря на фирменный визглячий писк
(аааааяяяяяй), Май оказался большим профессионалом. Он делал свою работу так естественно, с легкой усталостью Бельмондо из Профессионала. Черт, он реально вызвал на моем лице улыбку и не один раз. Он меня обманул. А в конце представления оказалось, что он народный артист РФ. Не зря. Точнее зря такие звания не дают.
Надо ходить в цирк. Не только потому, что по первому идет Цирк со звездами. Просто там совершенно другая жизнь. Жизнь, которую превратили в ежедневный праздник. Да, это изнурительная работа. Но на два часа и зритель, и артист превращаются в одно целое. И это хорошо. Более того, это классно.