По заявкам - итоги истекшего года в сравнении с 2011г.
Казапа - прирост прибыли 35%. Это позволило добавить в штат PR-менеджера, что в свою очередь положительно сказалось на росте рекламодателей. Тем не менее, сложности не оставляют биржу. Яндекс от смены способа проверки индексации просто стал банить все проверяльщики, так что не помогают не сети легальных IP, ни антикапча, ни капчабот, ни анонимные прокси-сервера. Так что на сегодня размещаемость снизилась на 50% по сравнению с первой половиной года при увеличении количества активных проектов на 100% по сравнению с той же половиной года. Это приводит к росту цен на размещение (вебмастера стараются выбирать самые выгодные задания), так что сама выручка существенно не страдает, если нет резких остановок проверки индексации по Яндексу.
Прокат - вышел на точку окупаемости. Я отказался от всей рекламы кроме двух щитов. По щитам же заключил довольно выгодные долгосрочные отношения. Плюс наработанная за годы лояльная аудитория, плюс первые места во всех поисковых системах у сайта, плюс контекстная реклама. В летние месяцы выручка доходит до 50-60тыс.рублей при затратной части в 30тыс. В зимние месяцы выручка падает, но уже не так фатально, как в первые два года, что и позволило выйти на точку окупаемости и повысить зарплату менеджеру. Но, конечно, говорить о прибыли не приходится, так как для этого требуется уменьшить или иным образом решить проблему залога, решить проблему страхования инструментов, увеличить количество точек до трех-четырех. И, конечно, переломить отношение к прокату в обществе.
Турфирма показала по выручке примерно 95% от прошлого года. Трехлетний рост на 100% не мог быть вечным и в этом году я ожидал рост не выше 50%. Однако, случилось страшное. Изменилась конъюнктура рынка. Виной тому вовсе не системы электронного бронирования, как полагают многие эксперты. Основной причиной уменьшения прибыли систем бронирования явились сами гостиницы. Если раньше они вели себя достаточно пассивно, то в 2012 году произошел качественный скачок в рекламе собственных сайтов гостиниц. Они стали активно продвигаться не только в поиске, но и использовать контекст, социальные сети, баннерную рекламу, релизы и другие способы привлечения гостей. При всем недостатке гостиничного фонда в России (а он крайне невелик в процентном отношении по сравнению с Европой и США), загрузка его за исключением нескольких городов носит вспышечный характер. Так что по факту большая часть гостиниц в отсутствии инфраструктуры развлечений и выставок простаивает пустыми. Отсюда и рост интереса к Интернету, как возможному источнику клиентов. Некоторые гостиницы открыто признают, что большая часть новых клиентов у них - из сети. Сам же клиентский внутренний поток существенно не вырос и теперь размыт между сотнями мелких игроков: систем бронирования и гостиниц. Если мы и не понесли больших потерь, то только из-за того, что пытались бежать быстрее рынка. И все равно немного не успели. Потерпела провал работа с дорвейным траффиком. Существенно подорожал контекст. Были и есть большие проблемы с ранжированием сайтов в поисковых системах - модель, которая радовала в 2009-2010 годах, оказалась причиной фильтрации в 2011. Но мы не унываем. За год сформирован крепкий коллектив с нулевой текучкой. В 2013 году в планах ввод в строй партнерской программы и модернизация системы сайтов.
Вебстудия за год показала рост. Трудно сказать какой - от собственной программы управления клиентами я полностью перевел работу на 1С, а сегодня бухгалтер - выходной. Но подбив общую сумму поступлений в 2012 году можно говорить о приросте от 20 до 50%. Точнее не могу, сорри. Как я и планировал в конце 2011 года вебстудия почти полностью перешла на самоуправление. Конечно, мне приходится заниматься привлечением клиентов, как и раньше. И порой вмешиваться в процессы. Но с каждым разом я все меньше делаю это, стараясь сосредотачиваться на системе управления и методологии. Минус - за год возникло много проблем со сроками. Плюсы - коллектив большей частью переформировался и устоялся, способный выполнить большую часть задач, которые ставят наши клиенты. Но проблема сроков меня убивает - это, пожалуй, будет основной задачей на 2013 год. Тем не менее, мое полное отсутствие в период болезни в течение трех недель и полуотсутствие в течение всего года на работе компании существенно не сказалось. Важные вопросы я мог решать дистанционно, а рабочие вопросы сотрудники решали сами. За что им отдельная благодарность.
Из других источников дохода стоит выделить обучение. Конечно, доходы там смешные, но 200-300 тысяч за год, наверно, вышло. Никогда не делал на это ставку, стараясь компенсировать только свои затраты по времени. Возможно, был не прав. Весь год прошел под знаком семинаров, мануалов, курсов и так далее. Только ленивый не старался на этом заработать.
Удивительно весело был распродан по складчине мануал по продаже вечных ссылок. Неожиданно были проданы права на экранизацию "Исповеди задрота". Удалось существенно удешевить и реструктуризировать долговую нагрузку, которая возникла из-за стройки.
Кстати, буквально несколько слов о стройке. Дом закончен, завершена отделка, завозится мебель. Как и предполагалось, дом быстро протапливается, хорошо держит тепло, сухой. Ждем подключения к электросетям и будем переезжать. Как переедем, сделаю небольшой обзор на эту тему.
Из несделанного. Так и не вышла биржа труда. Спроектированная в сентябре прошлого года, начатая в феврале этого, она так до сих и не вышла в свет. Не написана книга по бюджетному продвижению. Яндекс с Гуглом фактически убили его. Смена методик заняла несколько месяцев и я до сих пор не могу с уверенностью сказать, что есть что-то дающее 100% результат. Ощущение, что работаешь с экспериментальным лечением, не зная, что случится завтра. Правда, выбора у клиентов, как и у больных нет - или ничего, или шанс на лучшее. По крайней мере, мы ничего не скрываем о методах лечения и даже стараемся клиентов участвовать в процессе по мере их сил и возможностей.
Были также свернуты несколько проектов, которые стояли в очереди на оживление. Просто не хватило времени. А привлечь и зажечь своими идеями людей со стороны не удалось.
Общее ощущение от года - дикая невероятная усталость. Чтобы я еще хоть раз взвалил на себя столько задач, чтобы в конце года растерять весь иммунитет и попасть в больницу - ну, его в задницу. У меня даже нет сил анализировать, в целом был год финансово успешным или нет. Т.е. я понимаю, что мы не голодали и не экономили на расходах на дом, повышали зарплаты и увеличивали персонал, но выцепить драйверы роста, понять динамику - на это просто нет сил. В этом, пожалуй, основная причина сокращения числа публикаций в блоге, выход из управления клубом, да и общая вялость в сетевом общении. Иной раз садишься за компьютер а в голове только два слова: "насрать" и "задолбало", причем не только в отношении сети, но и обычной жизни. И самое страшное, что это действительно так.