Телефон агентства Баблоруба REMARKA: 8-800-333-06-80 (бесплатно для РФ) / Заказать поисковое продвижение, настройку контекстной рекламы, SMM

суббота, 30 апреля 2011 г.

Начиная бизнес

Советовал многим почитать доклад Ашманова на одной из конфереций по поводу стартапов в рунете. Очень хорошее наталкивающее на множество правильных мыслей чтиво. Вот только читать надо между строк - на поверхности там обычное "денег никто просто так не даст".

Удивило другое. Многие в ответ на ссылку заявляют, что у них-то не стартап. И вообще, мол, это малоприменимо в отношении обычного бизнеса. Что да, все верно, но в применении к их ситуации бесполезно. Отлично, давайте рассмотрим в применении к вашему бизнесу. Хоть торговлей тапочками на рынке, хоть организацией веб-студии в городе-полумиллионнике.

Все, что вы думаете о бизнесе, это на самом деле иллюзия, пока не окунетесь сами в него.

Это, наверно, самый сильный и простой совет, из тех, что я могу дать. Со стороны любое дело кажется простым и понятным. Сбоку даже трудовые усилия очередного знакомого бизнесмена не кажутся чем-то из ряда вон. Подумаешь, четырнадцать рабочих часов! Вона я вчера за конспектами перед экзаменов и двадцать часов просидел! Однако, стоит влезть в этот бизнес-ритм и жизнь меняет свои краски.

В бизнесе ты не можешь позволить себе быть слабым, проснуться, разлепить глаза и посмотрев на будильник сказать, что не пойдешь на работу. Потому что все, у тебя нет больше права отлынивать. Теперь ты или делаешь дело, или дело твое развалится. А первый раз, когда ты снова сможешь сказать "сегодня я могу позволить себе отдых", произойдет ой, как нескоро и потребует немалой подготовки. Сравните: без подготовки прогулять пары в ВУЗе и полгода готовить собственный отпуск на неделю, потому что иначе делу придет кирдык.

Со стороны всегда кажется, что директор, собственник, акционер - он ничего не делает, только командует. И так легко взять и сделать что-то свое. Я регулярно наблюдаю людей, которые уходят от хозяев и открывают свои фирмы. Я лично пережил уход сотрудника, открывшего конкурирующее предприятие и пытающегося увести моих-ее клиентов. Но только единицы достигают равновесия и удерживаются в бизнесе. Еще меньше достигают успеха. Командовать - это еще не все. Бизнес во многом основан на чутье и умении брать на себя ответственность в сложных ситуациях. И когда все хорошо, то тебе не нужно ни чутье, ни умение блефовать и строить сложные стратегии проникновения на рынок. Но стоит запустить что-то новое и вот все поплыло, все оказалось совсем не так, стало грустно и захотелось вернуться обратно под теплое крыло прежнего работодателя. Если вы не собственник по своей природе, то лучше сразу признать это и тратить свои и чужие деньги на эксперименты.

Начало.

Тиньков со страниц своего журнальчика призывает молодежь идти в бизнес. И в чем-то он прав. Только он не говорит, где взять этого зверинного чутья, которого у него лично в избытке. Ему кажется, что по умолчанию все обладают одинаковыми возможностями. А это не так. Есть два способа научиться делать какое-то дело лучше всех: это или родиться гением, или вырастить в себе талант потом и кровью. Я искренне и по-доброму завидую тем, кто родился с бизнес-чутьем. Мне пришлось по капле собирать его годами, компенсируя недостаток интуиции огромными объемами информации. Сейчас я могу сказать, что бизнесу можно научиться. Но зачем обманывать вчерашних пацанов, еще недавно сидевших за партами?

Скажем честно. Ваша идея - говно, ваш план - говно, ваши мысли о быстром обогащении - бред. А вашего партнера я бы просто сразу послал нахуй. Вы уверены, что я не прав? Дай-то Бог, но в 95 случаях из 100 я попал в точку.

Идея.

Идея ничего не стоит. Никогда не стоила и не будет стоить. Чего-то стоит ваше умение идею воплотить. Бизнес вообще чего-то стоит, когда он уже имеет клиентов и оборот. Я бы сказал так: если вы боитесь, что вашу идею уведут, значит, у вас уже плохая идея. Даже если вы ее воплотите в жизнь, вашу идею уведут очень быстро. А если не уведут, значит, дела еще хуже и такая идея просто никому не интересна.

Любая идея должна содержать внутри свое особенное ноу-хау, то зерно, которое будет не так легко повторить или просто иметь условия существования, которые дадут вам необходимый доход, но будут неинтересны конкурентам. Почему я выбираю нишевые идеи? Потому что для больших идей нужна высокая технологичность, обеспечивающая большой задел, прежде чем вдогонку ринутся жадные до халявы конкуренты. А для нишевых нужна просто "непривлекательность" сектора широким массам предпринимателей.

Начинать на конкурентном рынке без серьезной финансовой поддержки - небезопасно. Возможно, вы новый Македонский в мире бизнеса, но даже у Македонского фронтальная атака потребует всех его сил. Во всех учебниках по стратегии приводится соотношение расходов живой силы при атаке - втрое больше, чем у обороняющихся. Если средства ограничены, то лучше занять свою нишу и держать оборону, как 300 спартанцев.

Многие стараются начать сразу с высокотехнологичной идеи. Проблема в том, что все начинающие не имеют никакого бизнес-опыта. Им всем поголовно кажется, что всем нужен их продукт или услуга. Они не хотят ничего слышать про маркетинг, про стратегию проникновения на рынок, про удержание позиций, про масштабирование и управление. Они видят только свою идею, поднимают и несут ее как флаг, словно это сердце Данко, освещающее путь и способное разогнать любые тучи. Сколько погибло хороших идей при таком отношении, наверно, уже никто не скажет. Много. Очень много.

Все, кто выплыл наверх с технологичной идеей и на слуху - все они или имеют богатый опыт в своей отрасли, или богатый управленческий опыт, или очень быстро впустили в структуру управления людей-менеджеров, обеспечивших им быстрый взлет. И почти никто из последних не сохранил большинства в управлении. У Джобса где-то 4% акций, у Брина порядка 20%, у Воложа с Сегаловичем - 23% на двоих. Такова судьба любого предприятия с технологичной идеей - для быстрого (а иного нельзя допустить) продвижения на рынок, нужны деньги и придется щедро делиться долей с теми, у кого есть эти хрустящие бумажки.

Я жадный. Я не люблю делиться. Поэтому меня так привлекают нишевые проекты. Но я вряд ли могу быть примеров. В бизнесе у каждого свой путь.

Партнеры.

Партнерство для начала бизнеса редко создают, потому что оно нужно. Чаще всего просто хочется с кем-то разделить ответственность. Просто ссыкотно лезть одному в неизвестное место. В итоге идут в бизнес, словно в чужом саду яблоки рвать, с другом или с компанией.

Есть и другой вид бредопартнерства, рождающийся из мозгового штурма. Под пивко рождается идея, потом оказывается, что кто-то может дать денег, кто-то имеет полезные знакомства. Так формируют партнерство и вдруг оказывается, что вложиться на старте были готовы многие, а вот работать - никто.

Я в последнее время склоняюсь к мысли, что лучший вид партнерства - это моральная поддержка. На старте ее многим не хватает. Но никак не долевое участие в твоем проекте, если человек не готов вкалывать наравне с вами или хотя бы паритетно своей доле.

Даже инвестор должен помогать не только деньгами. Почему-то распространено, что вложивший деньги человек должен отойти в сторону. Но ведь он вложил СВОИ деньги. Он не просто их отдал, он поверил в проект, он хочет, чтобы что-то получилось. И вполне разумно будет, если его участие будет проявляться не только в виде финансовой поддержки, но и советами, знакомствами, привлечением сотрудников. Это не просто нормально, так и должно быть. Исключение: спонсорское участие родственников, но и от них неплохо бы получать хотя бы моральную поддержку. Начерта вам их деньги, если за них будут только корить?

Если чувствуете, что можете обойтись без партнера. Если понимаете, что от "партнера" кроме добрых слов ничего не будет, забудьте про партнерство и делайте все сами. Куда лучше партнеров верные последователи и сотрудники. Им можно обещать опцион, их можно поощрять вовлечением в новые проекты, но с ними не надо делить свой успех. Правда и неудачи в этом случае тоже будут только ваши. Однако, неудача на двоих всегда печальнее неудачи на одного, потому что в первом случае вы еще теряете и друга.

Планы.

Забудьте про планы. В девяти случаях из десяти ваши планы не исполнятся. Я еще ни разу не видел ни одно предприятие, выдержавшее сроки и объемы по бизнес-плану. Ваши планы не более чем ориентировка для дальнейших действий. Планировать полезно, но ждать исполнения планов - наивно.

Стройте планы, но все расходы умножайте на три, а доходы делите на три. Так будет ближе к истине. Куда важнее ваше умение дожимать, дойти до конца, добиться цели во чтобы то ни стало. Если у вас уже сейчас не получается выполнить простые планы по тому, чтобы делать пять сателлитов в день, то о каких успехах в бизнесе вы можете говорить?

Многие показывают нарисованные на бумажке планы, где их засыпет золотом уже через месяц. Но начинаешь задавать вопросы про простые вроде бы вещи и обижаются. Как принцессы не какают, так и начинающие бизнесмены не думают об уборке помещения, расходах на канцтовары и что куда печальнее имеют крайне слабое представление о формировании клиента. Людей и компаний, готовых придти и сразу купить у малознакомой фирмочки, очень мало. Какого черта они должны довериться именно вам? И слова "у нас дешевле" или "у нас качественнее" не имеют никакого веса для начинающих. Наработка лояльной аудитории занимает даже не месяцы - годы!

Если ваш бизнес протянул три года, то скорей всего, дальше будет легче. Не потому что вы обросли клиентами, а за три года вы научитесь этих клиентов привлекать. Вас уже не будет пугать ситуация, когда нет звонков - вы будете знать, почему их нет и как их создать. Вас уже вообще чем-то будет очень трудно напугать. Многие бизнесмены меняют направление как раз после трех лет. Потому что наигравшись и устояв, они приходят к пониманию, где для них лучшее применение своих сил: меньше времени и больше денег. Есть, конечно, ремесленники, которые как стояли у прилавка десять лет назад, так и продолжают стоять. Но и они по мелочи меняют стиль работы, упрощая логистику и товарный ряд.

Иллюзия успеха.

Иногда наступает эйфория от крупного заказа или первых денег. Положительные эмоции от своего бизнеса - это хорошо. Они должны быть всегда - иначе к чему вообще заниматься этим делом. Но не стоит обманывать себя. Первые деньги не решат ваших проблем. Крупный заказ разрушит вашу систему обслуживания, так как придется отказать мелким клиентам, а когда уйдет крупный заказчик, вы останетесь в глубокой заднице и плохой репутацией.

В бизнесе могут быть разные стратегии развития. Но чаще всего все сводится к двум: взлет ракетой и пошаговая стратегия. В первом случае у вас есть большой запас свободных средств и карт-бланш на что угодно, лишь бы бизнес показывал "тягу", способность быстро расти. Ясно, что со временем темпы роста упадут, что придется когда-то начать решать проблему возврата инвестиций, что, скорей всего, к тому времени вы лишитесь контроля в своем предприятии, но это уже будет не так важно. Быть частью большого успеха не менее почетно, чем получить его целиком.

Если же у вас нет возможности привлечь большие средства, а ваши инвесторы - ваши родственники и вы сам, то вам больше подойдет пошаговая стратегия. Вы поднимаетесь на заранее оговоренную ступеньку, твердо там закрепляетесь и делаете следующий шаг. Дольше, но зато вы получаете прибыль уже сразу, а не через много лет. Но при таком развитии вы вряд ли когда достигнете заметных высот.

Иллюзия прибыли.

Всем хочется, чтобы их бизнес был и красивым, и прибыльным уже с первых дней. Ошибка номер один - редко кто включает в расчеты возврат первичных вложений. Прибылью считают только операционную прибыль или доход за вычетом текущих расходов. А ведь надо еще и думать о возврате вложений.

Ошибка номер два, прибыль рассчитывается исходя из оптимальных возможностей загрузки. Иногда делят на два, на три, включая пессимизм. Но на деле нередки случаи, когда нет вообще никакого дохода. Не то место, недостаточные вложения в рекламу, криворукие и косноязыкие сотрудники - возможных причин неуспеха много. Чаще же всего, причиной некорректные расчеты и неумение додавить при желании сделать красиво.

Я наблюдал за тем, как опытный бизнесмен открыл бутик по торговле ноутбуками. Хотел создать при своей конторе что-то вроде премиум магазина. Но у премиум-магазина не нашлось достаточного числа премиум-покупателей. Магазин просто стоял. Потом ассортимент размыли недорогими компами, а потом и вовсе закрыли. На все про все ушло меньше года.

Глупо ждать прибыли в первый год. Я бы на вашем месте радовался уже выходу на окупаемость. Даже в мелком нишевом бизнесе. А пока придется только вкладывать. Много, долго, с призрачными надеждами на успех - опыта-то мало. Дай Бог, чтобы вам попался проект, где издержки минимальны, а маржа максимальна, но там есть свои минусы в виде крайне ограниченного числа потенциальных покупателей.

Это общее правило: чем выше маржа, тем меньше покупателей, тем менее масштабируемый бизнес. Именно поэтому серьезные инвесторы редко вкладывают в высокомаржинальные проекты, которые красивы при 100 покупателях в месяц и которые потеряют свой блеск, когда речь пойдет о десятках тысяч: придется менять цены, снижать качество, менять имидж, менять сотрудников, менять идеологию. Можно продавать цветы внутри своего города с наценкой в 200%, но надеяться, что у тебя будет расти число заказов на них год от года - наивно.

Другое дело, что вам быть может и не нужны эти десятки тысяч покупателей. Но это уже вопрос философии вашего отношения к бизнесу. Лично мне хочется, чтобы бизнес мог легко обойтись и без меня, не теряя меня как собственника и контролирующее лицо. Лично вам может продолжать нравиться стоять за прилавком, подавать пирожки или развозить цветы. Это ваш выбор и никто не вправе делать его за вас.

Получать деньги и ничего не делать.

Многие думают, что вот я пяток лет поработаю, потом уйду на покой и буду стричь купоны. А этого не будет. Никогда. Или будет, но недолго, пока не потеряете контроль над предприятием. Но чаще всего вы попадаете в жернова бизнеса и вырваться уже не в силах. С одной стороны обязательства: перед контрагентами, перед клиентами, перед кредиторами. С другой - вас просто прет от бизнеса. Вам нравится чувствовать контроль над своим маленьким предприятияем. Или может большим и не совсем контроль, но чувствовать, что от вас что-то зависит, что вы не последняя часть чего-то большего. Это очень круто, это упоительно. Не многие находят в себе силу отказаться от этого.

А вложить деньги или время. Или свои знания. И через пять лет отойти от дел? Да через пять лет все только начнется. Я в бизнесе с 2004 года, но мне порой кажется, что начал совсем недавно, что все только впереди. Конечно, это иллюзия, это просто разные этапы роста. Но все равно приятно смотреть на сделанное с высоты новой ступеньки.


Я не буду делать никаких выводов. Оставлю возможность сделать его самим. Проверьте свое чутье, свои навыки управления, свое терпение, свою способность дожимать, добиваться цели. Если это есть и есть идея, то наверно самое время начать, чтобы не кусать себе локти лет через десять.

---------------------------------
Подпишись на обновления в блоге одним кликом! Читать на твиттере! :: Реклама в блоге

пятница, 29 апреля 2011 г.

Мне 35

Все хорошо. И почти все по плану. Конечно, взрывного роста по некоторым проектам не получилось, но это уже, видимо, время такое - взрывного роста ждать не приходится. И следует уже признать, что сильнее я в удержании позиции, а не пиковом росте.

Теряюсь, можно ли считать 35 юбилеем. Кажется, что 30 было уже так давно, будто в прошлой жизни. Поэтому 35 - уже веха, уже большой, серьезный отрезок. И оглядываясь назад, сожалеть не о чем. Каждая ошибка дала больше, чем некоторым дают успехи. Каждый успех выстрадан и прочувствован всеми клетками организма. Каждая минута привнесла что-то свое в мою жизнь.

Сегодня я отдыхаю. Это мой настоящий отпуск. День, когда я могу подумать. Или точнее - не думать о том, чем заняты мои мысли в будни. Потому что на любой звонок или просьбу я могу приложить к губам палец и сказать: "Тсссс... Сегодня у меня день рождения. Давайте решим ваш вопрос завтра."

---------------------------------
Подпишись на обновления в блоге одним кликом! Читать на твиттере! :: Реклама в блоге

четверг, 28 апреля 2011 г.

Позитив

Во всем надо и можно найти позитив.

- Утром проснулся, уже позитив, что вообще проснулся!
- Рядом лежит женщина в кровати - позитив. Ты ее знаешь - позитив. Не знаешь - будет о чем поговорить - позитив!
- Гулять утром с собакой? С похмелья? Так свежий утренний ветерок - позитив! Собака не будет ныть и выть в квартире от переполненного мочевого пузыря - тоже позитив!
- С утра назойливый клиент не позвонил? Так не было повода поругаться - уже позитив. Позвонил? Можно сказать, что он сам дурак, разрядиться - позитив!
- Не осталось чистой одежды в ящике комода? Есть повод пошопиться - позитив!
- Посещаемость на сайте упала? Зато нет проблем с нагрузкой на сервер - позитив!
- Долгов много? Зато приятные воспоминания, как тратили эти деньги - позитив!
- Спамом завалило? Зато есть, что почитать - позитив!
- Компьютер сломался? Появилось время для прогулки - позитив!

Продолжаем...

---------------------------------
Подпишись на обновления в блоге одним кликом! Читать на твиттере! :: Реклама в блоге

Лучший мой подарочек - это ты!

Какие подарки вам дарили на день рождения в последний раз? Чему вы порадовались, а что разочаровало? Я тут списочек составил, надо лишние пункты вычеркнуть и раздать по адресатам. Про внимание не писать - его и так с избытком.

------------

ПСы. Поздравительный пост будет вечером с грустной видюшкой. Потерпите. Пока мне нужны только советы.

ПСы2. Завтра я буду по всей вероятности отсутствовать в сети, так что все рабочие вопросы и вообще вопросы лучше решить сегодня или уже терпеть до субботы.

---------------------------------
Подпишись на обновления в блоге одним кликом! Читать на твиттере! :: Реклама в блоге

вторник, 26 апреля 2011 г.

Истории успеха, не называя имен

Время от времени раздаются вопросы, почему я не рассказываю о людях, которые достигли значительных по-своему результатов в бизнесе. Наверно, я не рассказываю потому, что они еще живы и могут мне навалять за деанонимизацию. А во-вторых, трудно назвать по-настоящему успешными людей, у которых дискомфорт в душе. Но путь в бизнесе есть путь в бизнесе. Кому-то он может показаться интересным.

Молодой человек из хорошей номенклатурной семьи закончил высшее учебное заведение, но по профилю не пошел, хотя мог бы неплохо зарабатывать. Но от полученной профессии его тошнило, так что он устроился на стройку начальником по поставкам. Отработал там несколько лет, где его внутренний пофигизм спокойно позволял брать ему откаты. На его совести и душе впаривание своему предприятию более дорогих материалов никак не отражалось.

Но время шло, требовало больших свершений и карьера строителя закончилась. Человек аккумулировал собственные средства, а также подключил неведомый источник и приобрел первые автомобили. Не так много, но и не так мало. Дальше дал небольшую рекламу и стал сдавать транспорт в прокат. Конкуренция на старте была не такой уж и значительной, что позволило наработать свою аудиторию и спокойно пережить всплеск интереса к этой нише со стороны крупного бизнеса, который с кризисом утих.

Кризис и внутренняя расслабленность привела к объединению его компании с более крупной. И хотя прибыль у каждого своя и зависит от спроса на автомобили каждого из партнеров, рекламные расходы, офис - все это теперь делится пополам, позволяя спокойно переживать межсезонье.

Сегодня можно считать его компанию успешной - она кормит и его, и несколько сотрудников, но совершенно обрезает возможности для развития: рынок автопроката в городе невелик. Фактически человек достиг потолка своих возможностей. Последним крупным деянием стало поглощение разорившегося конкурента - его автопарка и торговой марки.

Попытки выйти в другую нишу пока ничего не дали. Строительство, ритейл, услуги - все это не получилось. Так что человек сублимирует свои желания в туристических поездках, понимая, что, наверно, уже выше не прыгнет. И потому, что он не хочет, и потому что уже пришла пора, когда начинаешь трезво оценивать свои силы без этих безумных ранее, но столь результативных прыжках в неизвестную воду. А когда вдруг начинаешь думать вместо того, чтобы делать - поневоле находишь слишком много причин, почему не стоит за это браться.

---------------------------------
Подпишись на обновления в блоге одним кликом! Читать на твиттере! :: Реклама в блоге

Психологический практикум - много не всегда хорошо

Проблема несколько необычная. Наш старый знакомый Вася учится в ВУЗе в небольшом городке и уже неплохо зарабатывает в Интернете. Зарабатывает он не сказочно много, но больше, чем его папа и мама вместе взятые. Проблема в том, что Васе проблематично тратить свои деньги.

Дать денег родителям - надо будет объяснять их происхождение родителям, которые считают ночные бдения у компьютера чем-то вроде развлечения своего недоросля - не шляется по подъездам и уже хорошо. Тратить на себя тоже много не получается. Отсвечивать какими-то крутыми гаджетами или одеждой в их городе просто не безопасно.

Свалить в ближайшее время тоже не получится, Вася привязан к ВУЗу, который надо окончить, чтобы оправдать ожидания родителей. Сам же Вася сосредоточен на совершенствовании своих навыков в заработке в сети. Там в сети тоже деньги особо некуда тратить - для полноценных серьезных инвестиций денег и ума мало, а его схема больших денежных вложений не требует - только терпения, времени и упорства.

Так что тупик. Деньги есть, тратить некуда. И это сеет большой дискомфорт в его душе. Можно не предлагать отдать деньги больным детям - Вася такие предложения не рассматривает.

---------------------------------
Подпишись на обновления в блоге одним кликом! Читать на твиттере! :: Реклама в блоге

понедельник, 25 апреля 2011 г.

Без комментариев

Читаем тут (25 апреля 2011г.): Нельзя наращивать доходы бюджета, повышая налоги.

По словам премьера, наращивать доходы бюджета за счет повышения налогового бремени - плохое решение. В.Путин отметил, что необходимо максимально оптимизировать и грамотно распределить налоговую и фискальную нагрузки на экономику, чтобы не лишить бизнес стимулов к развитию и не загонять его в тень.

И вспоминаем, что он говорил про налоговую нагрузку на бизнес на своей встрече с вопросами от народа (16 декабря 2010г.). Например, тут.

«Мы наметили большие проекты (т.е. увеличить бюджет, ибо откуда еще взять деньги на проекты - прим.авт.) по реформированию пенсионной системы и системы здравоохранения, например, на здравоохранение будет выделено 460 млрд рублей. Но из-за этого приходится повышать налог»,  сказал Путин.

Вот что крест выборный животворящий с людьми делает! Вот только налог в 34% уже введен и действует.


---------------------------------
Подпишись на обновления в блоге одним кликом! Читать на твиттере! :: Реклама в блоге

Срач

Как часто стол свой разбираете? Я по возможности не чаще раза в месяц. Сейчас свалю все на пол и то, что окажется полезного - поднимется обратно. Остальное - в мусорку. Вот и весь метод.

Выходные прошли бездарно и очень по-апрельски депрессивно. Читал, спал, смотрел, ел, пил. Сидр, кстати, доделался, вышло шесть литров продукта. Углекислого газа в нем почти нет, но голову не туманит, пьется легко, особенно в подмороженном виде. Искренне советую: яблоки, сахар и вода. Ждать только долго до готовности - три недели.

До даты Хэ осталось четыре дня.

---------------------------------
Подпишись на обновления в блоге одним кликом! Читать на твиттере! :: Реклама в блоге

пятница, 22 апреля 2011 г.

Скоро

Что новенького в недалеком будущем предвидится в наших пенатах?

Новый конкурс от казапки. Приготовления подходят к финальной стадии. Больше для реклов, чем для вебмастеров, но будет возможность показать свое умение всем, кто не чужд оптимизации.

Набор тестеров в новую биржу. Там настолько сложный концепт, что не объясняя подробно, концепцию не понять. А для подробных объяснений время еще не пришло. Лично я рассчитываю, что проект станет инструментом, способным легально влиять на ссылочный и поведенческий факторы одновременно. И пока никто ничего похожего на рынок не вбросил, если не считать двух чем-то похожих проектов от крупных бирж, которые все же не смогли полностью отказаться от привязки к своей основной концепции. Разработка идет вязко, но идет. Надеюсь, что до мая уже смогу пощупать руками сам, а в конце мая, начале лета начнем набирать тестеров - интересуют больше рекламодатели с большим числом проектов, конечно. И вебмастера с посещаемыми сайтами.

Вебэффектор в лице Ленара Амирханова предложил попробовать их продукт на одном из сайтов за их счет. Вот жду начислений на счет, чтобы запустить составленную программу. О результатах отмечусь и в клубе, и здесь. Могу и пульт, и руки потестировать - только дайте!

А вас в ближайшее время ждет пост про АТС, куда мы завели городские и мобильные линии, а также, как же херово все сделано в мегафоне с приемкой факсов. Вынужден теперь ломать голову, как обойти их установки. Просьба всех, кто помогал мне с подключением симок в разных городах России - выйти на связь. Нужны эти симки по почте, чтобы не трахать вам мозг с настройкой и перенастройкой.

---------------------------------
Подпишись на обновления в блоге одним кликом! Читать на твиттере! :: Реклама в блоге

Закрытая партнерка для своих по бронированию отелей

Сокращенный вариант клубного топика (без адресов сайтов). Полный вариант тут.

Думал об этом уже больше года, но ебанутость яндекса подхлестнула скорость внедрения.

Итак, условия.

1) Зона применения: Россия.

Города: Екатеринбург, Челябинск, Нижний Новгород, Самара, Казань, Уфа, Калининград.
Курорты на Балтийском море: Светлогорск, Зеленоградск, Куршская коса.

2) Веб-сайты справочники гостиниц: 11 штук.

3) Сайты отдельных гостиниц (можно будет гнать траффик и прямо на них - конверсия выше): 28 штук.

4) Траффик.

Траффик принимается любой целевой. Дорвейный траффик принимается на собственном ТДС (за вами закрепляется отдельный или несколько урл). ТДС скрывает адрес дорвея - т.е. как рефер в статистике по сайтам будет показываться адрес ТДС (ваши дорвеи останутся неизвестными широкой общественности).

Баннерный траффик тоже принимается, но мне надо видеть источники. Обработка кликов тоже через ТДС и свой урл. Урл можно будет подключить сколь угодно с точностью до гостиницы на общем сайте или страницы с ценами на сайте отдельной гостиницы.

Оплата из расчета 1рубль за переход. В отдельных случаях за качественный траффик цена может быть пересмотрена, но это будет решаться в частном порядке. 1 рубль - это средняя цена по этой нише в адвордсе, так что арбитраж здесь пролетает мимо цели.

Оплачиваются только уники.

5) Работа по заявкам.

Отдельным мастерам может быть предложена работа по заявкам в стиле 8088. На данный момент механизм не отработан, поэтому первый согласившийся будет и тестером. У меня получалась конверсия 1-к-10. Средняя конверсия на сайтах от 1-к-20 до 1-к-50.

По заявкам оплата планируется как просто поштучно, так и в зависимости от самого заказа. Полной ясности пока нет в этом вопросе - заявка заявке рознь. Но сразу могу сказать, что даже телефонные звонки переводятся операторами в оформление электронной заявки (во избежание письменных ошибок) - побочный продукт такого оформления в том, что мы точно знаем сайт, с какого была оформлена заявка, а значит можем и кукисы вписывать в заявку (метку от вашего дорвея или источника).

6) Кеи.

Накоплена своя большая база кеев, использующаяся в адвордсе. Кроме того, по запросу готов делать любые выборки из базы Пастухова (170млн.фраз).

Лучше и конвертабельнее приморье, но там строгая сезонность в т.ч. по числу запросов в месяц. Города центральной России хотя и дают больше по числу запросов, меньше зависят от сезона, но сам траффик добывать сложнее.

Расширение числа городов планируется, но не раньше второй половины осени 2011г. Слишком много геморра в подключении гостиниц.

7) Люди и выплаты.

Хотелось бы ограничиться 10-20 участниками из клуба или из числа знакомых ранее товарищей. Сотрудничество предстоит долгое и плодотворное. Мы на рынке бронирования уже три года, никуда уходить не собираемся. На бронировании постоянно от 2 до 4 человек на телефонах, АТС с голосовой почтой, более 300 подключенных на прямые договора гостиниц.

Выплаты возможны в любой электронной валюте или альфой. Для тех, кто может себе позволить, можем выплачивать безналом по договору комиссии. Тут вообще все очень гибко и по запросу. Меньше народу, подход личный, полное доверие друг другу. По крайней мере, я на это надеюсь.

8) Партнерские отношения.

Мы сотрудничаем с партнерами по Новосибирску, Красноярску, Омску и Туле. Но пока в расширении партнерской сети не заинтересованы из-за сложностей в бухгалтерии и подсчетах конкретной комиссии. Как только ситуация изменится, я об этом сообщу отдельно. Хотя там заработки выше, конечно. Но и ваши инвестиции с рисками в разы больше.



Желающие обращаются в личку, аську или любой иной вариант связи со мной лично. Можно просто написать на masterxbablorub@gmail.com.

---------------------------------
Подпишись на обновления в блоге одним кликом! Читать на твиттере! :: Реклама в блоге

среда, 20 апреля 2011 г.

И миллиона мало или снова про прокат

Постепенно мы приближаемся по вложениям к указанной в заголовке цифре. На сегодня ассортимент перевалил за 70 единиц и продолжает прирастать примерно по 1-2 единицы товара в неделю. Но об окупаемости говорить пока рано.

Напомню изначальную идею. Бытовой прокат, который предоставляет услуги аренды инструмента, бытовой техники, спортинвентаря, средств реабилитации и в перспективе также одежды и вообще любых вещей. Аудитория: все жители города, испытывающие разовую или редкую нужду в том или ином товаре. В самом деле - зачем приобретать в собственность вещь, которой воспользуешься один раз в год? Но все оказалось не так просто.

Культура советского проката практически полностью вытравлена из сознания населения, а культура экономичного подхода к использованию вещей и вроде бы обычная на западе - еще к нам не пришла. Так что можно смело сказать, что клиентом проката являются все и одновременно почти никто. Вот эти "почти" и формируют основную массу пользователей услуг проката. Остальным проще купить китайскую хрень и потом надежно забыть про нее, закинув в подвал или на чердак.

всего 1500 руб./сутки, но может этот зверь почти все


Выделить можно специалистов. Это четко и хорошо сформированная аудитория. Ребята не в состоянии купить весь нужный им инструментарий, а в силу специфики шабашных работ - полный арсенал им и не нужен. Так что инструмент они берут регулярно, но всегда под конкретного клиента, который по сути и оплачивает аренду. Это настоящие знатоки своего дела, прекрасно понимающие что им нужно и ориентированные преимущественно на тяжелую и дорогую технику. Именно для таких у нас куплен отбойный молоток, штроборез, мотоблок, мощный генератор, профессиональная бензопила и ряд других инструментов. Именно эти люди ценят то, что мы покупаем инструмент от Makita, Bosch, Stihl, а не китайские ноунеймы. Но все-таки таких бригад не хватит на полноценную загрузку и частично их отбирают у нас компании, специализирующиеся на аренде тяжелой техники. Последних мы можем обогнать только сервисом и качеством услуг, а также более гибким подходом.

Второй сегмент - это разовые клиенты. Достаточно сумбурный сегмент, не имеющий четких границ. Кроме того, чаще всего это довольно нервные и требовательные клиенты - сто раз переспросят и регулярно меняют сроки, так как работа их не носит нормированного характера. Здесь спектр товаров достаточно широк, но в основном это садовый инвентарь, который большинство в отличие от электроинструмента предпочитает не покупать.

Молодежь, а таких все больше - ориентированы на спортовары во всем их разнообразии. Палатки, ролики. Стали понемногу брать игровую приставку.

Приезжие чаще всего заинтересованы в матрацах, телевизоре, раскладушке, холодильнике, детской коляске.

 этой пилой можно валить лес, до сих пор даже цепь не точили, 600руб./сут.

Отдельный разговор - люди временно ограниченные в подвижности. Костыли у нас постоянно в аренде и, наверно, это единственное, что себя окупило. Но на бизнес в целом сдача костылей никакого влияния не оказывает - это скорее возможность привлечь клиента.

Все остальные товары - почти все они хоть раз брались и запросы приходят самые разные. Но тоже системно эти запросы почти никак не влияют на общую ситуацию.

Перейдем к штатной структуре проката, которая значительно разрослась за последнее время. Теперь помимо нас и приемщицы на благо проката трудится ремонтник, промоутер и курьер. Все на сделке. Пришел, сделал, получил. Ремонтник следит за сохранностью инвентаря, промоутер ходит по городу внутри куклы и раздает листовки, курьер колесит по садовым обществам, распространяя листовки там. Разумеется, расходная ведомость просто трещит от этих расходов, но без рекламы прокат просто стоит. Ведь по сути сдавая одной рукой вещи в аренду, другой рукой мы прививаем культуру проката населению. И от того, насколько будет успешной эта деятельность, зависит наше будущее.

Поток рекламы, затихшей на зиму, возобновлен с новой силой но только без Интернета. Сайт, правда, стало посещать больше человек. Если зимой было 15-20 человек, то сейчас 25-35 в сутки. Почти все - с поиска. Звонки на телефон на 80% содержат фразу "посмотрел на сайте". Остальное как-то поровну делится между ничем и "увидел щит". Теперь у нас два щита. Один на выезде из города, второй - в самом центре города. Понемногу подпитываем и СМИ, но без энтузиазма - в апреле ограничились местным журналом-афишей. В целом на рекламу ушла за все время примерно пятая часть от трат на новые товары. Еще столько же составили расходы на зарплату и аренду.

никогда бы не подумал, что отбойный молоток станет настолько востребованным, 900руб./сут.

Сама экономическая модель тоже понемногу начинает прорисовываться и становится более внятной для нас самих. Ставка на дешевые товары - заведомо ошибочна. Доход формируют дорогие товары. Именно они сразу приносят в кассу от 500 до 1500 рублей за одни сутки. Чтобы набрать ту же сумму дешевыми товарами, надо сформировать поток из пяти-пятнадцати заказов. А привлечь одного клиента или 15 - существенная разница. Люди пока что в очередь в прокат не становятся, и каждого клиента мы пестуем по одиночке.

Другой вариант значительного дохода - это товары длительного использования. Низкая цена на костыли позволяет получать половину их стоимости с одного клиента. Просто костыли меньше 2-3 недель не используют. Есть заказы и на полтора месяца. Аналогично - детские вещи. Обычно их берут для приезжих малышей, а это 5-7 дней, как минимум. И электроинструмент в эту нишу никак не попадает - там счет нередко идет на часы, а не сутки.

Стоит ли по этой причине отказываться от дешевых вещей? Никак нет. Ассортимент - это аттрактор клиентов. И чем он шире, тем выше шансы затащить каждого заинтересованного, который приведет других клиентов, ориентированных уже на "нужные" товары. Это так. Мы уже имеем подтверждение этим предположениям: бывшие клиенты берут другие товары и достаточно активно рекомендуют обращаться другим в прокат. Не так активно, как нам бы хотелось, но достаточно, чтобы говорить о сарафане.

 костыли отбивают свою стоимость уже за 2-3 заказа, 150руб./нед.

Кстати, о сарафане. За всю работу - только хорошие отзывы. От всех. Кто просто слышал, кто пользовался, кто хотел бы. Все говорят о нужности и полезности, а также вносят свои предложения по новым товарам и развитию. Нет равнодушных даже среди персонала. Всем нравится и идея, и воплощение. Если бы эти надежды конвертировать в деньги - я был бы счастлив, но пока это просто подтверждает мысль, что мы на правильном пути.

О товаре. Выбор в пользу качественных товаров оказался крайне верным. Не в силу каких-то особенных характеристик и возможностей. Просто они выносливее. Бытовые простые и ноунейм-вещи банально не выдерживают регулярного использования. А брендовые инструменты работают даже в экстремальных условиях без оглядки на опыт пользователей. Если бы выбор был сделан в пользу китайских инструментов, то мы бы несли дикие расходы на ремонт и обслуживание. Пока же основной ремонт - это заточка ножей и замена масла. Самая серьезная поломка за все время - клиентка пробила паровой шланг у пылесоса Каршер. Вторая серьезная поломка - сломанное крепление ремня у мотокосы и было повреждение полотна у шлифмашины. Все остальное, тьфу-тьфу, цело и продолжает работать.

Про невозвраты. Условия у нас драконовские: деньги в сумме равной стоимости товара или паспорт. Так что невозвратов за все время только один - костыли под залог денег. Брал какой-то узбек-гастарбайтер. Но такие залоговые условия существенно снижают клиентскую базу. Поэтому я постоянно думаю о страховой компании, которым пока неинтересны такие мелкие вещи, а также карте постоянного клиента, позволяющей брать вещи без залога - так мы даем вещи пока только нашим знакомым. Супруга моя против второго и с сомнением смотрит на возможность первого, но я лично надежды не теряю. В США залог в форме полной стоимости уже давно исчез как класс. Да и те же автомобили в России дают в прокат под условный залог в 5-10тыс.рублей. Вот бы нам так. Но пока это только фантазии.

из техники чаще всего берут пылесос - модель с парогенератором мало кому по карману, 800руб./сут.


Сейчас вся работа сосредоточена в одном направлении: как можно быстрее увеличить общий информационный охват. Финансовая статистика показывает очень высокую инерцию проката. Т.е. если мы выходим на какую-то сумму дохода в месяц, то будем дальше около нее колебаться в плюс-минус 20%. У меня есть два психологических порога, которые надо пробить в этом году. После этого можно будет строить планы о расширении самой сети проката, а я бы хотел поставить три точки в городе. Надеюсь, что апрель не будет единственным месяцем, который нас по-настоящему радует, а рост продолжится и дальше.

Всем идеалистам я бы советовал не связываться с прокатом. Это только издали он кажется простым бизнесом. Но необходимость формировать спрос сразу переводит его в категорию инновационных для России секторов услуг. А значит вам придется освоить маркетинг и научиться не только обслуживать клиента, но и создавать его. Это вам не сидеть на потоке любителей порно или знакомств и собирать доход с конверсией в полпроцента. Здесь придется доводить конверсию до 50-80% или просто пролетите.

О конкурентах. Мы их не видим и не чувствуем. Магазины электроинструментов не торопятся расширять ассортимент инструмента в прокат (обычный спектр - 15-30 единиц), и мы их уже опередили по ряду товаров. Отдельные прокаты плавно прекратили свое существование. Прокаты тяжелой техники нам конкуренции не составляют, так как работают с совсем другой аудиторией. Но, конечно, когда заказов мало, кажется, что кто-то их оттягивает. Хотя это и не так.

Обидно ли ввалить миллион и пока не видеть ощутимого результата? Мне - нет. Жена ворчит временами, но даже она понимает перспективность направления. Я же смотрю на прокат, как на зерно, из которого может прорасти компания по обслуживанию населения. Пока все в голове, но есть мысли и по своей бригаде строителей, и по бригаде, которая займется садами-огородами. Так же есть мысли и более простым вещам вроде химчистки, ключей, подшивки и т.п. Все это можно постепенно скучковать вокруг прокатов - сделать свой прототип ушедших в прошлое домов быта. А почему нет, собственно?

Символ проката - Мистер Прокат, его понемногу начинают узнавать в городе

Ссылка для сайт для любопытствующих: 39prokat.ru

---------------------------------
Подпишись на обновления в блоге одним кликом! Читать на твиттере! :: Реклама в блоге

Коротенько про Galaxy Tab

Аудитория просила поделиться ощущениями от самсунговского андроид-планшета некоторое время спустя, что я и делаю.

Во-первых, ни капельки не разочарован. Планшет по функционалу схож с телефоном, но это не телефон. Есть кое-какие общие моменты с нетбуком, но это не мобильный компьютер. Это где-то между. Удобно читать книги. Это, наверно, плюс, который никак не компенсировался никакими другими устройствами: с таба можно читать книги в транспорте, в лифте, в кровати, за кухонным столом, даже в толчке, хотя в последнем месте я еще не пробовал. По размеру планшет как покетбук - можно легко держать его одной рукой или приноровиться читать с обеих рук.

На втором месте по использованию - сетевые сервисы. Планшет легко и быстро цепляет вай-фай везде. Намного быстрее, чем тот же телефон или нетбук. Приятно, когда экономится даже пара минут. Зато потом ты смотришь почту, ридер, твиттер, общаешься через мессенджеры. Быстро и легко. Не приходится ломать зрение и пальцы, чтобы набрать ответное сообщение или письмо: клавиатура хоть и сенсорная, но кнопки удобные, а придрочиться по ним попадать с первого раза - дело опыта. Сейчас я шлепаю тексты почти без ошибок, а иногда даже печатаю с двух рук. С просмотром сайтов в горизонтальной ориентации - никаких проблем, все разборчиво и все работает.

Заряда при моем режиме использования (2 активных часа в сутки) хватает на 1.5-2 суток. Купил сумочку за 500 рублей. Она, конечно, для нетбука, но внутри оказался приятный кармашек, куда планшет удобно помещается и не выпадает даже при кручении и встряхивании сумочки. Прочный пластик, обшитый поролоном и проходящий по всему канту сумки, гарантирует, что планшет останется целым, даже если сумка упадет. Хотя и так планшет выглядит надежно - толстое стекло до сих пор обзавелось только отпечатками пальцев. Кстати, об отпечатках - они исчезают, если просто протереть стекло теми же пальцами - тряпочкой я пока не обзавелся.

Купил карту на 16Гб, но определяется она как 14.72Гб. Кроме того, сам планшет не всегда видит ее с первого втыка. Проблема в планшете или самой карте - мне не очень ясно. С картой на 1Гб были похожие проблемы, но реже. Тем не менее, зацепив карту, дальше планшет работает с ней без проблем. Стоит упомянуть, что часть приложений и игр ставится по умолчанию на карту. Вот так сменив карту, я остался без Angry Birds.

О допиливании. Конечно, андроид напоминает виндос98, который постоянно надо было докручивать, чтобы он работал как тебе надо (уж простите, не могу сравнить с линуксом в силу того, что не пользовал ни разу). Но вполне можно пользовать и базовой установкой - я почти так и поступил. Обновил саму прошивку и все, больше ничего не делал. Ничего не тормозит и не вылетает. За все время планшет завис только один раз и то, в руках у жены, когда она куда-то там полезла. Удерживание кнопки питания вызвало перезагрузку и дальше можно было работать как и раньше.

Вот с приложениями все хуже. Не думаю, что хуже чем в айпаде - у меня довольно специфичные требования к софту. Так оказалось, что веб-редактор не пашет ни в одном из браузеров для андроида. Но удалось найти альтернативные варианты отправки информации на сайт. Флеш проигрывается и в стандартном хроме, но управляющие кнопки ничем не дублируются. Видеопроигрыватель не жрет нестандартные форматы сжатия - вылетает после 3-4 секунд просмотра. Т.е. лостовских визитеров я смог посмотреть, а куражбомбеевского криса - фиг, надо искать какой-то нестандартный проигрыватель. FB-читалка, лучшая в своем классе, работает почему-то только в вертикальной ориентации. Нашел и ту, которую можно вертеть как угодно, но она сама по себе как-то не очень.

Т.е. в каждом приложении чуть-чуть не хватает. Радует только то, что они постоянно и автоматически обновляются.

Планшет - это не прихоть, это промежуточный этап от телефона к компьютеру. Там, где телефон слишком мал, а компьютер велик и малопереносим, там и нужен планшет, если жизнь без гаджетов кажется вам слишком пресной или работа требует быть на связи даже на отдыхе.

Галакси своих денег стоит, даже нетбук у меня не так часто используется, а читалка в телефоне благополучно забыта. Чего и вам желаю.

---------------------------------
Подпишись на обновления в блоге одним кликом! Читать на твиттере! :: Реклама в блоге

Популярные сообщения

Эту страницу: Twitter Facebook Favorites More